19, 20 ноября в Театре «На Литейном» состоится премьера спектакля «Антигона». А это значит, что на свет появиться вся трилогия Софокла о многострадальном фиванском семействе. По выражению режиссера спектакля Андрея Прикотенко, это будет «трилогия в форме дилогии»…
В новый спектакль войдут две пьесы Софокла: «Эдип в Колоне» и «Антигона». Идея создать «фиванский цикл» возникла давно, уже во время репетиций «Эдипа-царя». Что заставляет молодых вновь и вновь обращаться к древнегреческим трагедиям? Об этом и рассказал Андрей Прикотенко. — Почему вам стало необходимо досказать историю Эдипа и его детей? — Необходимость рассказать эту историю есть. Рассказать ее для нашего поколения. Наше поколение выросло на сломе эпохи. Успело осознать себя и сформировать отношение к тому, что происходит в мире. Отношение созвучное поколению, которое осознает себя в «Антигоне». Эдип — это наши отцы, а Антигона, Исмена, Полиник, Этеокл, Гемон — это мы фактически. Они братья и сестры. Получается так, что мы рассказываем историю нашего поколения. Мы хотим понять. кто мы, говорим о мире, над которым висит угроза катастрофы, и говорим о том, что есть в этом мире свет и надежда. — У вас есть в этом уверенность? — Уверенность есть в том, что мы — не потерянное поколение. Мы росли в сложное время, и сейчас сложное время, но у нас не произошло размена ценностей. Мы — наше поколение — остались способными говорить о духовности. Надежда и оптимизм в том, что мы сумели остаться людьми, у которых есть не мелкие понятия об этом мире и не мелкие счеты с этой жизнью. И на самом деле меня по большому счету разбирает гордость за нашу работу и оттого, какие мы там вырабатываем высказывания. Мне кажется, что это должно быть созвучно нашему поколению. — Это находит отклик у актеров? — Конечно, ведь я говорю от лица нашей команды. Я не навязываю свое мнение. Мы все вместе вырабатываем эти мысли. Мы одно поколение, потому что мы идем и развиваемся, движимые едиными ощущениями. — «Эдип-царь» и «Антигона» будут взаимодействовать не только на уровне сюжета, но и на уровне стиля спектакля, его мысли? — В обоих спектаклях рассказывается об одних и тех же людях. Те исследования, которые мы делаем в новом для нас материале, многое проясняют в «Эдипе-царе». То, как мы сейчас работаем над «Антигоной», не сравнить с тем процессом работы, который был в «Эдипе». Мы уже владеем какими-то навыками. Нужно же понимать, что такое хор, эписодий, коммос, действие и противодействие. В работе над «Эдипом-царем» мы выработали ключ к этому материалу. Нам интересно работать в этом ключе. Я не берусь утверждать, он не универсален, но нам подходит. Спектакли будут связаны и по стилю. Тот же художник, та же постановочная команда. — Трагедии Софокла соразмерны масштабу катастрофы. В ходе развития сюжета «Антигоны» свершается последний шаг к гибели города-государства. Но это должен быть оптимистический спектакль, несмотря на весь ужас, что там твориться. — «Эдип в Колоне» заканчивается войной. А «Антигона» начинается с того, что война закончилась, это послевоенное время. Но мне не война интересна, мне интересны души человеческие. Люди все время живут в состоянии войны. Кто-то сказал, что войны, к сожалению, движут исторей. Человечество всегда воевало, и будет воевать. Всегда где-то идут войны, никуда от этого не денешься. Она принимает разные формы: терроризм, гражданская война, междуусобицы. Но мы говорим не о вооруженных конфликтах, а о тех противоречиях, которые выплескиваются в вооруженные конфликты. Нас меньше интересует сама война. Это скорее прерогатива журналистов, телевидения или даже кино. А нам интересно, что в душах людей творится, что в итоге приводит к войне, к тому, что родные люди начинают хвататься за оружие и убивать друг друга. |