«В городе моем…»
Пресса «Я озвучиваю мультик» О. Никифорова
01.04.2018 Автор: Мария Долматова//Петербургский театрал   

 

 

В театре «На Литейном» состоялась премьера спектакля «Я озвучиваю мультик» (постановка А. Ловянниковой, пьеса О. Никифоровой).
По ощущениям — это нечто качественно новое в сравнении с тем, что вообще детского тут есть. Жанр обозначен как интерактивный музыкально-мультипликационный спектакль; в нем на равных существуют актеры, рассказывающие историю, мультяшный видеоряд и реакция зрителей. Сначала немножко ликбеза: вспоминаем, как называются люди, которые делают звуки в кино — шумовики, или фоли-артисты (от фамилии американца Джека Фоли, который работал со звуком в кино, с самого его, звука, зарождения). Уже интересно — пока происходит знакомство с актерами, сидишь и рассматриваешь предметы за их спиной: посуда, зонты, бытовая техника, музыкальные инструменты, тазик с водой... Вместо декораций — три стола. Тоже здорово: есть столы для приготовления пищи или для рисования, а здесь столы для приготовления звуков! Создается приятное волнительное ощущение, что ты «по ту сторону» театра, на «кухне» кино и сейчас проникнешь в их закулисные тайны. Перед нами как бы одновременно и изнанка, и лицо творческого процесса. Итак, история начинается, мы знакомимся с мальчиком Петей (который любит птиц и колотить для них скворечники), с его мамой (которая работает поваром в пышечной и рано встает) и его папой (который вечно недосыпает из-за них обоих). У актеров нет каких-то особенных костюмов (джинсы да футболки), они не играют возраст, а показывают характер своих персонажей, их поведение в определенных ситуациях и, конечно, звуки этих ситуаций.
Первая же сцена — замечательная семейная зарисовка. Очень смешно собирается на работу мама: старается никого не разбудить, мелет кофе в кофемолке, болтает в чашке ложкой, а вот кошка уронила сумку и груда всяких мелочей высыпалась оттуда, а вот ушла и хлопнула дверью. Дальше подключается история с производством Петиного скворечника: щебетанье птиц, звуки пилы и молотка, кошка мяучит, папа ворчит, и над всей этой симфонией звука — мамин ангельский голос: «Йод в аптечке!», ибо травмы у мальчишек, тем более в таком важном деле, неизбежны. Слушаешь и умиляешься — а у меня дома тоже так! А актеры еще подзадоривают, как, мол, звучит ваш дом, какая у него музыка?! (Так что готовьтесь, после просмотра спектакля с ребенком у вас в квартире какое-то время может быть шумно).
Дальше Петя идет гулять, а живет он в центре города, поэтому подключаются новые шумы, которые помогают создавать зрители: звуки улицы, машины, шаги, голоса и самое наше любимое — питерский дождь. Чтобы озвучить дождь, надо сначала потереть ладони друг о друга, потом похлопать себя по коленям с разной частотой, потом немножко потопать ногами и снова похлопать в ладоши. И вот примерно в этом моменте (а Петя уже перешел Неву, Дворцовую площадь, миновал дворы Капеллы и находится где-то на Невском), после дождя, накрывает чувство огромной любви к нашему городу.
В театре «На Литейном» про это вообще умеют играть, да не то что играть — делиться своими чувствами. Здесь в репертуаре живет три музыкальных спектакля-бродилки на тему города: «Тень города», «Жар», «Квартирник». Так вот, «Я озвучиваю мультик» — это их младший брат, или, если угодно, сынок. Слушаешь историю Пети, мысленно бродишь с ним по знакомым местам и заново проникаешься к ним любовью. В спектакле дождь — не столько напасть, сколько нечто наше фирменное и любимое, и ветер с залива — холодный, но любимый, и снег любимый, ведь из него можно лепить и детям, и взрослым.
В финале еще одна сентиментальная нота: про то, что взрослые — это большие дети, и у каждого есть своя детская мечта (у папы Пети, например, машинка на пульте). И если не забираться глубоко в панцирь «взрослости», то можно получать удовольствие от простых житейских мелочей: снежков, луж, пышек, солнечный зайчиков и прочего, прочего, прочего.