Основная сцена 16+

Возвращение

Драма по мотивам повести И. Грековой «Вдовий пароход» 
Автор
Ирина Васьковская
Режиссёр
Егор Чернышов
Продолжительность 3 часа с антрактом
Возвращение
Возвращение
Возвращение
Возвращение
Возвращение
Ближайшие даты
19:00 Купить билет
К афише
Творческая группа
Создатели
Режиссер-постановщик
Егор Чернышов
Инсценировка
Ирина Васьковская
Художник-постановщик
Николай Слободяник
Художник по костюмам
Ксения Бодрова
Художник по свету
Валентин Бакоян
Композитор
Сергей Ушаков
Медиахудожник
Игорь Домашкевич
Актёры
Анфиса Максимовна Громова
Фёдор Савельевич Громов, муж Анфисы
Григорий, отец Вадима
Ольга Ивановна Флёрова, соседка Громовых
Капа (Капитолина Васильевна) Гущина, соседка Громовых
Павла (Панька) Зыкова, соседка Громовых
Ада Ефимовна, соседка Громовых
Евлампия Захаровна, заведующая Домом ребёнка
Заслуженная артистка России Елена Ложкина
Василий Сергеевич, замполит
Видео
Возвращение

О спектакле

Это посвящение женщинам, которые, несмотря на все тяготы и горести, выпавшие на их хрупкие плечи, любят жизнь. Они с достоинством встречают каждый новый день, воспитывают детей, поддерживают близких, сажают деревья и возделывают свой сад, сотканный из веры, надежды и любви.

В основу спектакля режиссёра Егора Чернышова «Возвращение» легла оригинальная пьеса современного драматурга Ирины Васьковской, созданная по мотивам повести советской писательницы И. Грековой «Вдовий пароход» о сороковых годах двадцатого века.


Спектакль ведёт Ольга Белькович

Премьера: 08 мая 2025

Статьи и отзывы
Пресса
Отзывы
Отправляя отзыв, я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Белова Станислава Олеговна

«Возвращение» в Театре на Литейном: вдовья память и тихий подвиг 9 мая — день, когда даже воздух кажется пропитанным памятью. Идти в театр на спектакль о войне в эту дату — жест осознанный, почти ритуальный. «Возвращение» по мотивам повести И. Грековой «Вдовий пароход» — не про гром подвигов, а про тишину после. Про тех, кто остался. Про женщин, чьи мужья не вернулись, но чья жизнь обязана продолжаться, несмотря на пустоту в доме и в сердце. О чем спектакль? Москва, 30-е/40-е. Героини — вдовы, связанные общей потерей, — живут в коммуналке, делят горе и быт. Их «пароход» — метафора хрупкого сообщества, плывущего сквозь время, где каждая — и капитан, и матрос. История не сентиментальна, но от этого лишь пронзительнее: здесь смеются, чтобы не сломаться, спорят о пустяках, потому что о главном говорить невыносимо. Почему это важно сегодня? Режиссер избегает пафоса, но бередит раны — тактично. Все напоминает: война не кончается в день победы. Она длится в тех, кто ждал. Актрисы играют мощно, пронизывающе. Это надо видеть. Мой 11-летний сын не все уловил: для него война — даты в учебнике. Но после спектакля он стал задавать вопросы. Это и есть повод говорить: о том, как горе становится повседневностью, о стойкости, которая не героическая, а просто — человеческая. Я шла в театр, не ожидая, что история о «вдовьем пароходе» коснется меня так лично. Мой прадед ушел на русско-финскую войну. Вернулся только в 48-м, после разминирования. Формально — живой. Фактически — сломанный. Он принес домой не ордена (хотя они, наверное, были), а молчаливую ярость, водку и невысказанную боль. Он был героем, но в нашей семье об этом не говорили. И вот в «Возвращении» я увидела его — не буквально, конечно, но ту же самую историю. Мужчины, которые вернулись, но не вернулись настоящими. Женщины, которые приняли их — но так и не смогли понять. Дети, которые боялись этих чужих, нервных, пьющих людей в своем доме. Спектакль не дал ответов. Но он дал мне что-то важнее — ощущение, что наша семейная боль не уникальна. Что таких «Федоров» были тысячи. Что война не заканчивается в день победы — она годами живет в семьях, в генах, в необъяснимых страхах и привычках. 9 мая — не только парад. Спектакль — напоминание: праздник «со слезами на глазах» — не метафора. Слезы вдов, матерей, детей — тоже часть победы. Театр на Литейном сделал важное: дал голос тем, кого редко слышат в этот день. Итог: «Возвращение» — спектакль не для развлечения, а для проживания. После него хочется молчать, звонить близким, пересматривать старые фото. И — да, говорить с детьми. Чтобы «никто не забыл» не осталось просто строчкой из песни.

Величко Алексей Витальевич

Спектакль потрясающий! Фантастическая игра актёров! Несмотря на то, что показаны военные и послевоенные годы, он, по моему мнению, очень актуален и сейчас (в связи с событиями которые переживает страна). Лично для меня, это ещё было возвращение в моё детство и юность, в мою коммуналку, в которой прожил 20 лет. Спасибо большое за пережитые эмоции!