8 мая в Театре на Литейном состоялась премьера Егора Чернышова «Возвращение» (художник Николай Слободяник). В основе лежит повесть Игрек Грековой «Вдовий пароход», инсценированная Ириной Васьковской. Как мне рассказали в театре, некоторые куски текста переписывались накануне репетицией, создание спектакля было живым процессом.

Егор Чернышов — ученик Григория Михайловича Козлова, закончил академию в 2001 году, много ставит в регионах, в частности был главным режиссёром кировского Театра на Спасской до августа 2022 года. Среди недавних его премьер: «Педагогическая поэма», «Время женщин», «Живи и помни» (так режиссёр в какой-то степени продолжает путь мастера, он также поставил «Утиную охоту», «Братьев Карамазовых»).

«Вдовий пароход» — в первую очередь хорошая литература, я не заметила морализаторства, за которую эту повесть ругают. Сороковые годы двадцатого века, в коммунальной московской квартире живут пять женщин тяжёлой судьбы. За окном идет война мировая, здесь — коммунальная, и в то же время они — поддержка и опора друг другу. Чем мне понравился этот сюжет — что он не о войне, а о мире. Мире, где мужчины погибли, а женщины остались и им придётся с этим жить, растить детей, созидать…

Спектакль Егора Чернышова богат актёрскими работами. Фанатично любящая своего сына Анфиса (Ася Ширшина), интеллигентка-пианистка Ольга (Светлана Шаврова), набожная Капа (Татьяна Тузова), утончённая и романтичная Ада (Мария Овсянникова), железная Панька (Любовь Ельцова). Им приходится выживать всем вместе, и мужчинам душно и неуютно в этом женском мире. Сбегает безымянный сожитель Паньки, сбегает на свою погибель муж Анфисы (Сергей Мосьпан), сбегает, разбив сердце матери, Вадим (Георгий Ефанов).

Но сын возвращается к этому «вдовьему пароходу», потому что умирает его мать, поэтому и называется спектакль «Возвращение». Он с самого начала находится на сцене, наблюдает за тем, что происходило ещё до его появления на свет. Мать вышла замуж по любви, но детей не было, и на фронте она беременеет от одного из раненых, за которыми ухаживала. Ситуация похожа на сюжет «Живи и помни», но какое же разное отношение — Настену готовы были растерзать за «нагулянного на стороне ребёнка». Во «Вдовьем пароходе» все относятся к этому спокойно, даже вернувшийся живым, хоть и с ПТСР, муж любит ребёнка. Но Анфиса съедает саму себя из-за чувства вины, и в результате кладёт всю свою жизнь к ногам жестокого и равнодушного красавца-сына…

Режиссёр поменял акценты: в повести Вадим приезжает после инсульта матери и долго ухаживает за ней до самой её смерти. За исключением этого момента Вадим (в первоисточнике) — крайне неприятный персонаж. Он мучал животных и ненавидел всех людей, включая мать, считая их лжецами. Слепое обожание матери сыграло свою роль или Вадим уже родился с каким-то душевным изъяном — неясно.

Ещё одна заметная актёрская работа у Елены Ложкиной, она играет заведующую Домом ребёнка, где работают Ольга и Анфиса. Маленькую роль Елена играет искренне, с чувством, и её героиня так же, с достоинством идёт по жизни…

Из всех спектаклей, которые массово ставили в государственных театрах к 9 мая, меня заинтересовало только «Возвращение», потому что оно не воинственно-агрессивное («можем повторить»), а жизненное и человечное. Война — это не лозунги, победы и единение, а вдовы и сироты, смерть и кровь, страх и горе. И именно об этом необходимо помнить.

Подробнее о спектакле «Возвращение» Оригинальная статья