Пресса
«Требуется старый клоун» М. Вишека
|
15.12.2017
Автор: Лада Баснина//Le Chat Noir
|
У каждого есть мечта. Она движет нашими стремлениями, чувствами, мыслями. Мы изменяем себя, достигаем новых высот или падаем в самую глубокую пропасть. Но на что мы готовы ради воплощения ее в жизнь? Возможно, ответ на этот вопрос скрыт в спектакле Театра «На Литейном» «Требуется старый клоун».
Созданная по мотивам одноименной пьесы румынско-французского писателя и журналиста Матея Вишнека, постановка рассказывает о трех пожилых клоунах, пришедших по объявлению о работе. Каждый из них мечтает вернуться на сцену, ощутить трепетное волнение от выступления, услышать аплодисменты публики, снова почувствовать себя молодым и нужным. По ходу пьесы выясняется, что герои в молодости выступали вместе, и их раздирают противоречивые чувства: старая дружба и желание получить место, впечатлить владельцев цирка. Но ОНИ все не идут...
С самого начала спектакля улавливаются незаметные отсылки к творчеству Сэмюэла Беккета, которые с каждой минутой становятся все очевиднее и в итоге ненавязчиво подводят нас к ассоциации с одним из его ключевых произведений — «В ожидании Годо». Все действо — это ожидание мифических ИХ, владельцев цирка, которые все время намекают о своем присутствии то цирковым шумом, то светом софитов, но до клоунов так и не доходят. ОНИ — это не физическое понятие, а своего рода олицетворение шанса: Николо, Филиппо и Пеппино всю жизнь ожидают своего Годо, который перевернет все их существование, позволит им стать великими артистами и воплотить наконец свою мечту. И этим они близки каждому из нас, ждущему вмешательства высших сил для изменения себя.
Клоуны заставляют нас задуматься также и о моральном выборе: их старая дружба трещит по швам, когда разговор заходит о том, кто из них должен получить место. Тщеславие, амбиции и, не в последнюю очередь, нищета — все это сподвигает героев на недостойные попытки во что бы то ни стало доказать свое превосходство, забывая о том, что каждый из них вложил в другого частичку себя за столько лет совместных выступлений. К сожалению, в жестоком мире мораль зачастую уступает место более практичным вещам: достатку, славе, чувству собственной значимости...
«Сейчас люди работают на износ, а нужны им только деньги» — спектакль жестко формулирует проблему современного общества. В погоне за богатством, удовлетворением амбиций и желаний мы забываем о настоящих ценностях. В том числе и о краткосрочности человеческой жизни. Она пролетает незаметно, оставляя лишь воспоминания, и это — самое ценное, что у нас есть.
Для зрителя, привыкшего к классическому театру, «Требуется старый клоун» смотрится необычно. Построенное на общении трех персонажей на практически лишенной декораций сцене действо направлено на философское размышление, поэтому искать в нем четкий сюжет нельзя. Добрый, но иногда немного печальный, юмор только усиливает экзистенциальные нотки повествования. А прекрасная игра заслуженных артистов России Александра Жданова, Михаила Разумовского и Сергея Заморева трогает до глубины души.
«Требуется старый клоун» — замечательный спектакль, поднимающий множество серьезных и важных тем, о которых мы несправедливо забываем. Постановка напоминает нам о настоящих ценностях и предостерегает от кажущихся незначительными ошибок, способных сделать нашу жизнь лишь очередным ожиданием мифических ИХ. |