Сны объединяют всех людей, стирают рамки и границы, дают возможность прикоснуться к забытому или недосягаемому, не требуют логики или рациональности. Иногда важно позволить себе такое бегство от реальности. Актеры спектакля «Тихий час» предлагают зрителям действительно тихий час: отдохнуть в тишине зрительного зала, устроиться поудобнее, закрыть глаза под нежную мелодию из музыкальной шкатулки…

«Тихий час» — действительно тих: впервые в России для совместной работы объединились глухие актеры и актеры слышащие. Это коллективное сочинение театральной лаборатории «ГАП» (что означает «я буду» на русском жестовом языке — РЖЯ). В ней приняли участие Театр «На Литейном» и инклюзивный театральный коллектив «У ТЕАТР» — молодой коллектив глухих и слабослышащих актеров, выпустившихся из Российской государственной специализированной академии искусств, под руководством режиссера и педагога Екатерины Мигицко. В сезоне 2023/24 коллектив из шести актеров основал театр. Их самая известная работа «Как это сказать» — документальный спектакль, построенный на вербатиме и использующий разные знаковые системы: жесты, голоса, звуки, изображения, печатный или письменный текст. Многие средства выразительности, найденные в том спектакле, перешли и в спектакль-променад «Тихий час».

Режиссеры Борис Павлович и Екатерина Мигицко искали универсальную тему для всех участников спектакля — и пришли к теме сновидений. Сон выбран режиссерами как универсальный язык общения вне зависимости от душевного или физического состояния человека.

Для актеров Театра «На Литейном», прошедших несколько уроков РЖЯ, это стало опытом сочинения собственных, личных этюдов. Многие тренинги, которые со слышащими актерами проводила Екатерина Мигицко (руководитель «У ТЕАТРа»), казались актерам ее труппы привычными, зато они вдохновили артистов «Литейного» и способствовали взаимопониманию между глухими и слышащими артистами.

Девушки в элегантных атласных платьях и мужчины в классических светло-серых костюмах встречают зрителей у гардероба и делят на две группы (проводники Сергей Якушев и Ангелина Варганова). Одна группа проходит опрос «Что такое сон?» в фойе театра, вторая — буквально «начинает театр с вешалки»: зрителям предлагается выбрать гардеробный номерок, а за висящей верхней одеждой скрываются актеры — каждый со своей историей о сне. Ненадолго группы объединяются, чтобы погрузиться в пространство сновидений под мелодии музыкальной шкатулки и «бегущую» бумажную строку (ленту тянут, передавая из рук в руки, актеры) с вопросами.

«Снятся ли вам кошмары?». «Любили ли вы тихий час в детстве?». «Какой ваш самый запоминающийся сон?».

Эта же строка, только уже бегущая в обратную сторону, возникнет в финале, но это в конце, а пока две группы зрителей расходятся, чтобы путешествовать по театру и по миру снов. Локации одинаковые: зал, гардероб и буфет театра, — но посещают их зрители в разной последовательности.

В гардеробе проходит интерактив — танцевальная пауза. В зрительном зале, лицом к которому (спиной к сцене) сидят зрители, идут лирические этюды — о театре и о себе. Эпизоды-сны происходят на пляже, в казино, в театре, на улице — и обозначениями, символами этих локаций становятся отдельные предметы и костюмы. Вдруг актеры снимают пиджаки и платья и в ярких купальниках ныряют за кресла, как в воду. Характерный плеск волн, с балкончика свисает спасательный круг… появляются русалочий блестящий хвост и голова актрисы со смешной шляпкой-рыбкой… Деревянная палка от швабры неожиданно превращается в ружье, которое выстреливает, но в воздух… Казино обозначается разбрасываемыми деньгами, шумом игровых фишек и звоночком — как от игровых автоматов.

Есть и театральные сюжеты, например — репетиция чеховского «Медведя» (в прошлом году у «У ТЕАТРа» как раз была такая постановка). Первый эпизод рассказывает о трудностях работы с двумя режиссерами (иронично, ведь у спектакля «Тихий час» два режиссера!). Актеры играют актеров, у которых не складывается сценический дуэт из-за разных задач разных постановщиков. Во втором эпизоде трое актеров общаются только двумя звуками — «о» и «а», произнося их в разной последовательности и с разной интонацией, и при этом прекрасно понимают друг друга — во сне же возможно все.

В буфете, превращенном в ресторан (мы сидим за столиками с бутафорскими яствами) все эпизоды сюжетно соединены темой поиска контакта и понимания между людьми. Главный сюжет — непонимание между двумя буфетчицами. Одна (Ольга Иванова) все слышит и говорит, вторая общается на жестовом языке. Это сильно усложняет совместную работу и обслуживание гостей. Но и сами гости не всегда понимают друг друга. Так, один парень очень эмоционально рассказывает что-то своей спутнице на жестовом языке, а она только и может с милой улыбкой и смешком отвечать ему: «Я не понимаю». Кульминацией сюжета становится сон слабослышащей буфетчицы Тани (Татьяна Напалкина), в котором все люди вокруг начали разговаривать на универсальном языке «Сапа-Сапа». Именно так сама актриса слышит быструю речь говорящих людей. Из ниоткуда внезапно появляется скафандр, движения актеров резко замедляются, будто в невесомости, их лица излучают радость и счастье — они достигли космоса, полного взаимопонимания.

Лейтмотив спектакля — песня «Moon River» Генри Манчини, исполненная Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани». В спектакле звучат оригинальный сингл и кавер-версия Энди Уильямса. Убаюкивающий и романтичный стиль исполнения поддерживает легкое настроение спектакля, способствует созданию атмосферы умиротворенности. Музыка звучит из самых разных источников — динамиков телефонов, винилового проигрывателя, колонок. Сценические площадки в эти моменты освещаются синим или серебристым светом — символом царства сновидений (художник по свету Игорь Тупикин). На протяжении всего спектакля рассеянный мягкий свет создает ощущение уюта. У нас же час отдыха, тихий час…

Часто возникает и пленительный образ самой Одри Хепберн в роли Холли Голайтли — единственная конкретная роль в спектакле. В зрительном зале перед началом всех эпизодов Виктория Чумак исполняет роль уборщицы, которая подметает полы. Она находит пару красивых туфель на каблуке и бросает их в мусорный мешок. Но уже через несколько фрагментов-снов именно эта актриса появляется в образе Холли — с высокой прической, в маленьком черном платье, в тех самых туфлях, с жемчужным колье, в шелковых перчатках и темных очках, с круассаном в руке. Ангелина Варганова в буфете предстает в роли ресторанной певицы, но ее образ все равно напоминает Холли благодаря широкополой черной шляпе, скрывающей лицо. К тому же здесь снова звучит «Moon River»… В финале образ множится — по очереди три Холли выходят со смартфонами, из которых льется уже заученная в течение спектакля песня, но из каждого телефона она воспроизводится с отставанием в секунду, что создает «сновидческую» музыкальную композицию, остающуюся эхом в фойе — эффект ирреальности, глубокой погруженности в сон.

Образ Холли Голайтли, один из самых узнаваемых в кинематографе, выбран для этого спектакля не случайно. Главная тема повести «Завтрак у Тиффани» — несоответствие реальности мечте, как и во снах, не имеющих ничего общего с реальной жизнью. Во сне можно стать космонавтом и русалкой, можно увидеться с умершей мамой, можно превратиться из замарашки-уборщицы в роковую красотку. Эпизоды отлично демонстрируют фрейдистское утверждение, что сны — выражение подавленные желания и конфликтов, которые не могут быть осознаны в бодрствующем состоянии. В Холли Голайтли заключена двойственность существования, непринятие себя и попытки бегства от реальности, но ведь и суть сновидений заключается в двойственности — во сне можно испытывать эмоции, которые кажутся абсолютно реальными, хотя на самом деле они являются продуктом нашего подсознания. Сновидение одновременно является и реальным (в восприятии), и иллюзорным (в физическом мире).

Инклюзивный «Тихий час», несомненно, выполняет социальную задачу — делает театр доступным для слабослышащих и глухих зрителей. Все реплики говорящие артисты либо сами дублируют на РЖЯ, либо за них это делают партнеры по сцене, реплики неслышащих актеров на РЖЯ также дублируются голосом. Но социальность не преуменьшает художественности. «Тихий час» — легкий, светлый и стильный спектакль, не призывающий задуматься о глобальных вечных проблемах. Кажется, он создан для того, чтобы можно было позволить себе тот самый тихий час, отдых, время для приятных воспоминаний из снов и жизни.

Подробнее о спектакле «Тихий час» Оригинальная статья