Довольно долго — с 1919 по 1923 там работал Украинский театр (впоследствии упраздненный). Власть самоопределялась — менялись названия органов правления, их состав, цели и задачи. Это напрямую влияло и на судьбы театров — их переименовывали, сливали, разделяли и бесконечно переселяли.
В декабре 1926 года в театре на Литейном, 51 (тогда он назывался проспектом Володарского) появился коллектив, снискавший к тому времени заслуженную славу. Это был Передвижной театр под руководством Павла Гайдебурова и Надежды Скарской (сестры Веры Комиссаржевской). Для открытия выбрали пьесу «Плоды просвещения» Льва Толстого, а в январе в постановке Гайдебурова вышли сразу два спектакля: «Волчья ночь» Жака Тудуза и «Власть тьмы» Льва Толстого. В апреле театр выпустил премьеру «Вишневого сада» Антона Чехова, где сам режиссер сыграл Фирса. Но самым заметным событием в творческой жизни театра стал спектакль по пьесе Макса Жижмора «Бетховен» с Павлом Гайдебуровым в главной роли. Премьера состоялась в марте 1927 года и вызвала горячий отклик у зрителей.
В 1928 году, когда Передвижной театр был на гастролях, здание театра, при поддержке Адриана Пиотровского — ведущего теоретика Пролеткульта, было передано Театру рабочей молодежи (ТРАМ), который возглавлял Михаил Соколовский.
Первым опытом ТРАМа стал спектакль «Плавятся дни» Николая Львова, в котором молодые актеры осваивали новые для себя и для современного театра сценические принципы.
Декабрьская премьера 1929 года знаменовала новый этап в жизни ТРАМа: решено было поставить пьесу «Выстрел» Александра Безыменского, для чего были приглашены молодой режиссер Рафаил Суслович, художник Игорь Вускович и композитор Дмитрий Шостакович. Эта постановка была осуществлена практически одновременно со спектаклем Мейерхольда в ГосТИМе. Критики сравнивали два «Выстрела», причем многие отмечали, что ленинградский спектакль во многом выигрывал за счет необычного музыкального решения. Шостакович создал из актеров ТРАМа «духовую банду» в сопровождении балалаечников, сам репетировал с импровизированным оркестром. Критик Николай Малков увидел в этом спектакле зачатки нового музыкального театра, противостоящего традиционной опере, отмечал, что Дмитрий Шостакович вывел ТРАМ на качественно новый уровень. Кроме новшеств музыкального оформления Шостаковича, необычным оказалось и решение художника Вусковича. На сцену выставили огромное зеркало, установив его под углом 45 градусов. На первом плане шло одно действие, а за перегородкой, невидимое зрителю, — другое. Оно отражалось в зеркале, создавая контрапункт к некоторым сценам.
В 1931 году перекрытия здания на литейном проспекте так обветшали, что играть на сцене становилось опасным. ТРАМ отправился в длительные гастроли по Сибири и Средней Азии. А в здании еще некоторое время функционировал Музей трамовского движения.
После ремонта в 1932 году обновленное здание театра было передано Первому рабочему театру Пролеткульта под руководством Е.П. Павлова. Наиболее удачным спектаклем этого театра считался «Шлак», поставленный в 1927 году (театр существовал с 1923 г.), и продержавшийся в репертуаре до середины 30-х годов. Пьесы ставились исключительно политические: о подпольной революционной борьбе большевиков («Турецкая трубка»), о вредительстве на производстве («Малиновое варенье»), о расслоении интеллигенции («Мертвая зыбь»), о борьбе с сектантами («Трамвай благочестия»).
Этот коллектив «прожил» на новом месте совсем недолго — в этом же году при ликвидации Пролеткульта, расформировали и театр.
Большая часть актеров-пролеткультовцев составила ядро нового театра, сформированного на Литейном, 51. Труппа была «усилена» за счет студии актерского мастерства Леонида Вивьена. Руководство новым театральным коллективом, получившим название театр Ленинградского Областного совета профсоюзов (Л.О.С.П.С.) было поручено актеру и режиссеру Александру Винеру. Первой премьерой Театра ЛОСПС стал спектакль «Разгром» по Александру Фадееву. Винер наряду с пьесами из репертуара, характерного театру Пролеткульта, утверждал к постановке и произведения русской и зарубежной классики («Гроза» Александра Островского, «Смерть Пазухина» Михаила Салтыкова-Щедрина, «Чайка» Антона Чехова, «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана и др.). Одной из наиболее удачных работ театра стал спектакль «Доктор Мамлок» по пьесе Фридриха Вольфа. Театр ЛОСПС под руководством Александра Винера все чаще упрекали в недостаточной политической остроте, отмечая вместе с тем растущее мастерство актеров и режиссуры, оригинальность художественного решения спектаклей.
После театра ЛОСПС в здании театра на литейном «жили» Ленинградский государственный «Новый театр» (1939 г.), Театр Комедии и сатиры (с 1940 г.), некоторое время его занимал Ленинградский областной государственный театр оперетты. Во время Великой Отечественной войны здание было частично разрушено и не принимало зрителя вплоть до 1956 года, хотя восстановительные работы начались уже в 1946 году.
Более десяти лет театр на Литейном проспекте не функционировал.
Но параллельно начинается история нынешнего Театра «На Литейном», а точнее — истории двух театров, из объединения которых он и возникнет.