Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Любовь стоит того, чтобы ждать»
Пресса «Слуга двух господ» Карло Гольдони
Автор: А. Ким, 26 июня 2005 г.   

Молодого режиссера Андрея Прикотенко смотреть надо. Хотя бы для того, чтобы в итоге не соглашаться с его спектаклями. Или соглашаться. Простора для споров достаточно — тенденция к актуализации вековых сюжетов вызывает здоровые дискуссии.

«Слуга двух господ» итальянского драматурга Карло Гольдони — конечно не «Эдип-царь» и «Антигона» Софокла (древнегреческий писатель), но пьеса все-таки не из современных при прочтении разница в два с половиной века чувствуется. Режиссер сознательно свел эту разницу к двум десятком лет — без грубых швов ренессансная commedia dell? arte (жанр пьесы таков) перекраивается в нечто о недавних 80-ых годах.

 

Не переходя на личности, отметим, что для большинства актеров данного спектакля двадцать лет назад было самое время юности. Время первой любви. Время Цоя. Время клятв. Надежд. Время игры.

 

Так вот и встретились на сцене театра на Литейном Венеция и «Кино», гондолы и деревянные лавочки, итальянские арии Леонкавалло, Пуччини и голос Виктора Цоя. В таких предлагаемых обстоятельствах по вечерам собираются актеры. Собираются, чтобы поиграть. Поиграть не столько по долгу профессии, а поиграть, как это делают дети.

 

По законам жанра commedia dell arte это возможно. Главными героями комедий данного вида являются не условно реальные персонажи, а маски, наделенные одной конкретной чертой: ворчун-доктор или слуга-пройдоха.

 

В спектакле актеры не ограничивают себя масками фактически (лица их открыты), но они сводят своих героев к определенным подростковым типажам: первый парень на деревне — Флориндо (Игорь Ботвин), рыцарь печального образа — Сильвио (Тарас Бибич), тормоз — везунчик Труффальдино, (Джулиано Ди Капуа), верная «жена-декабристка» Беатриче (Ксения Раппопорт), царевна-несмеяна Клариче, всезнающая служанка Смеральдина.

 

Актеры с энтузиазмом играют в женихов и невест, как это бы делали дети. С обидами и ревностью, с попытками самоубийства и клятвами (в сопровождении «Группы крови») — все понарошку, все преувеличенно, все нарочито по-взрослому.

 

Все не надолго, кроме  любви. Ради нее (точнее по причине ее отсутствия) на голову надеваются пакеты для мусора. Но слышится голос любимого человечка и, разрывая тонкую завесу современных синтетических волокон, мальчишки и девчонки убеждаются, что «любовь стоит того, чтобы ждать…».

 

Вот так, играючи, и приходят к простым, вечным, неумолимо действующим и двести лет, и двадцать назад законам жизни. Когда-то случайно, в пору первой наивной влюбленности каждый открывает их для себя, а потом забывает.

 

Но  ничего на земле не проходит бесследно:  посидели, поиграли, что-то вспомнили. «Кто из вас вспомнит?» — на последок переспросит Цой, подпевая актерам на поклоне… Тот — кто рискнет поиграть.