Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Чувство прекрасного еще никто не отменял»
Пресса «Роман в письмах» А.С. Пушкина
Автор: Омецинская Е.//Невское время. 2014. 19 марта   
Судьба премьерного спектакля Игоря Ларина «Роман в письмах», которым открылась камерная сцена театра «На Литейном» не завидна: профессионалы, если его не заклюют, то просто пошлют «в игнор». Сегодня принято закидывать камнями традиционный театр. В фаворе у большинства профессионалов уже давно «новодельцы», усматривающие современность в классической драматургической основе и обличающие ее в авангардные формы. Сегодня авангард — это новая драматургия и новая режиссура. Причем, как было замечено в одной авторской телепрограмме, подводящей итоги недели, в «культурной прослойке» бытует мнение: если ты не «просёк тему», не восхитился очередной дикой режиссерской интерпретацией, значит ты — лох. Хорошо, что не «совок», хотя за мнимый авангард в театре горой стоят те, кто выращен и выучен на образцах русского репертуарного театра — те, кто еще видел спектакли Товстоногова и Опоркова, Завадского и Эфроса. И понятно, почему они так рьяно защищают все, что полярно отличается от «базового комплекта»: тому, кого в детстве кормили черной икрой с серебряной ложки, часто потом хочется ржаной краюшки и ржавой селедки. Ну, надоела людям традиционная мораль, нравственность, классическая литература и разговоры за жизнь на сцене… Хуже, что молодые зрители ни Эфроса, ни Товстоногова на сцене не видели. Не читали классической литературы, так и не успевшей им надоесть. Актеров великих (даже нынешних) не наблюдали. И зачастую им сравнить творения «новой волны» просто не с чем. Хуже и то, что и критики порой приходят в театр за вычурностью, безмерно расстраиваясь, например, на спектакле Ларина, тяготеющем к жанру литературно-музыкальной композиции, воздействующему на чувства и умы. Критику нынче подавай новацию, иначе диагноз спектаклю быстро поставят — «жизнь не удалась»… А традиционность все еще имеет право на существование: далеко не все зрители способны воспринимать чрезмерные иносказания и ассоциативные образы. Вон, даже с «Алисы» Андрея Могучего, несмотря на игру любимой примы, бегут в антракте… Камерный формат спектакля Ларина рассчитан на тех, кто хочет слышать в театре чистую русскую речь (зачет Пушкину и Ларину!), мечтает видеть чудную картинку (зачет художнику Анне Лавровой!), жаждет сопричастности к идеально легкому и воздушному театральному продукту (зачет композитору Николаю Морозову, хореографу Ирине Новик и художнику по свету Игорю Тупикину!). Режиссер здесь не выносит зрителю на подносе тяжеловесный классический «кирпич» Пушкина (да Пушкин таким и быть не может!). Занятые в постановке Мария Иванова, Варвара Щербакова, Игорь Ключников и Никита Кузьмин словно иронизируют над российским XIXвеком, в котором «прихожая — Петербург, девичья — Москва, кабинет — деревня». Ирония эта добра и пользуется приметами времени: в ход идут и костюмы, и черные силуэты на фоне занавеси и все признаки домашнего представления, разыгранного «для своих». Именно эта ирония позволяет примерить к сегодняшнему дню невинную игру, возникшую из переписки, скрашивающей провинциальную скуку одной из барышень. Спектакль прозрачен, доверителен и изящен. И какие бы новации и авангарды не падали нам на головы, люди (и в первую очередь молодые) все так же влюбляются, ревнуют, кокетничают, забавляются и предаются нравственным размышлениям. Поэтому и пушкинское стихотворение «Клеветникам России», сегодня витающее на интернет-просторах, где обсуждают известные события, читается ими как сегодня написанное. Чувство прекрасного, знаете ли, еще никто не отменял.