Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Марьино поле»
Пресса «Марьино поле» Олега Богаева
Автор: Макарова Е.// http://www.peterout.ru:80/news/mpole   

Победное шествие драматурга Олега Богаева по российским театральным подмосткам началось еще в конце 90-х, когда пьеса малоизвестного екатеринбуржца «Русская народная почта» получила престижную премию «Антибукер». За прошедшее десятилетие годы пьесам одного из учеников Николая Коляды были поставлены в Москве, Екатеринбурге, Тюмени и Тобольске, Берлине и Вашингтоне… Не отстает от других городов и Петербург: литературный экзерсис Богаева, пьеса «Марьино поле» легла в основу большого эксперимента Театра «На Литейном».

 

Сюжет пьесы прост и в то же время наполнен сказочными реминисценциями. Три старухи доживают свой век (в прямом смысле этого слова, каждой из героинь, судя по авторским ремаркам, по сто лет) в опустевшей деревеньке. Доживают не просто так, а со смыслом, поскольку не перестают ежедневно ждать возвращения с фронта своих мужей. Не беда, что прошло больше полувека с той войны. И похоронки, которые каждая из героинь как реликвию хранит рядом с иконкой, ничего не доказывают. Верят старухи — и ждут, вспоминают прошлое. Когда же к одной из них является во сне давно пропавший супруг и заявляет — мол, возвращаются мужики, к девятому мая все будут дома — старухи бодрым строевым шагом отправляются на станцию — встречать героев. Этот простой сюжет в пересказе Олега Богаева приобретает фантасмагорические очертания. Старухи умирают и оживают, а их путешествие на станцию через заброшенные деревни и нехоженые леса сопровождается появлением разнообразной нечисти. Вот только вместо привычных леших и кикимор на пути подстерегают Сталин, Гитлер, диктор Левитан маршал Жуков и другие фольклорные персонажи.



Постановка Театра «На Литейном» — дипломная работа Галины Ждановой, выпускницы актерско-режиссерского курса Вениамина Фильштинского. Дотошное, почти дословное следование авторскому тексту оставляет некую загадку - а что же произошло на самом деле? Что это - современная сказка, алкогольная фантазия или предсмертный бред одной из богаевских героинь? Однако подобная подача материала позволяет авторам спектакля показать происходящее с нескольких точек зрения - оставшееся в прошлом преклонение и слепое восхищение, современная издевка и легкомысленное разрушение исторических мифов, взгляд на реальность с точки зрения фольклорной традиции. Жаль, правда, что представлять взгляд из прошлого достается кучке простоволосых, одетых в исподнее девиц. Дословно понимая богаевскую ремарку «не корова, а душа, человек прямо», режиссер выводит на сцену это необычное стадо в белых сорочках в пол, кирзовых сапогах на босу ногу, с длинными косами-хвостами и коровьими колокольчиками на шеях. В немом восторге, с горящими глазами, они разевают рты под бравурную, ура-патриотическую песню, звучащую из репродуктора, комментируя свое немое пение языком жестов. Вот уж действительно — «народ безмолвствует». Это «стадо» переигрывают многочисленных вспомогательных персонажей, родившихся то ли в воспаленном воображении одичавших старух, то ли в предсмертном бреду оставшейся в полном одиночестве Марьи. Скупого набора подручных средств, предоставленного художником - жестяные ведра, косы-мочалки, длинные темные шинели, вот и все, пожалуй — хватает им для воплощения самых необычных героев. И вот уже несутся по сцене лилипут-Сталин, Жуков на многоногом, собранном из скрюченных тел коне, целая ватага инвалидов, тянущих в зал обрубки рук, ног… из жестянок.

 

Трио исполнительниц главных ролей приятно удивляет своей сыгранностью и профессионализмом. Такие характерные возрастные роли - большой подарок для любой актрисы. Елена Ложкина, Ирина Кушнир и Ирина Лебедева в полной мере используют все предоставленные драматургом и режиссером возможности. Каждый созданный образ индивидуален и неповторим, для каждой из старух актрисы находят свои характерные жесты, говор, манеру поведения. Марья в исполнении Елены Ложкиной — активистка, заводила, неуемная и, по-видимому, бессмертная. Сухонькая, задорно подмигивающая из-под надвинутого на самые брови старушечьего платка, она, кажется, постоянно держит фигу в кармане. Серафима Ирины Кушнир — степенная, основательная, домовитая — и в то же время по-девчоночьи обидчивая и порывистая. Прасковья Ирины Лебедевой получилась самой молодой в этой троице — вечная невеста, застенчивая и романтичная.



Сцена Театра «На Литейном» с ее поворотным кругом дает молодому режиссеру замечательную возможность привнести в действие дополнительную динамику. Набегающие на зрительный зал ведра, гробы, бани, телеги, да и сами героини, шагающие прямо в зал, не дают расслабиться ни на минуту. Радует умение режиссера-сценографа и художника по свету обжить всю площадь сцены. Несмотря на минималистические декорации — деревянная конструкция, превращающаяся то в стену бани, то в телегу, то в погост и большое количество жестяных ведер - сцена не выглядит пустой и необжитой, а свет становится почти живым персонажем.

 

 

В целом спектакль оставляет сложное впечатление. Казалось бы, по отдельности каждый компонент заслуживает высокой оценки — необычная драматургия, крепкая режиссура, отличное оформление, прекрасный актерский ансамбль ведущих актрис Театра «На Литейном». Да и молодые актрисы, занятые в ролях коров, по-своему хороши. А в целом после спектакля остается какой-то гадкий осадок, как будто невольно надругалась над могилами этих самых воинов, не вернувшихся в родную деревню. Над некоторыми эпизодами истории смеяться нельзя - сколько бы времени не прошло с тех пор.