Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Большая драматическая кондитерская»
Пресса «Пышка» Ги де Мопассана
Автор: Шитенбург Л.//Хроника. 2006. №13   

В Театре на Литейном состоялась премьера оперы-буфф «Пышка».

Пьесу по мотивам новеллы Ги де Мопассана написал Валерий Семёновский, музыку сочинил молодой композитор Николай Орловский, постановку осуществил Владислав Пази.

 

В каком бы упадке ни находилась классическая оперетта, какими бы извилистыми путями ни развивалась наша индустрия мюзиклов, в драматическом театре поющих и танцующих артистов массовая публика принимает на ура. Легендами стали музыкальные спектакли на драматической сцене: «Человек из Ламанчи», «Дульсинея Тобосская», «Три мушкетёра». Там ценилось умение не петь и танцевать, но напевать и подтанцовывать, а в актёрской игре важнее были чувство стиля, обаяние и остроумие, нежели глубина постижения роли. Так, уйдя от опереточной «бабушки», музыкальный спектакль в немузыкальном театре одновременно, как колобок, ушёл и от драматического «дедушки».

Во времена повальной коммерциализации прежний опыт был взят на во¬оружение, и заголосили-заплясали уже все подряд. У постановщиков средней руки появилось ощущение, что вставные музыкальные номера способны вытянуть любой спектакль. Драматическую сцену накрыло лихим канканом самого удручающего качества.

Недаром едва ли не самой популярной фигурой в Петербурге стал музыкальный руководитель Иван Благодер, специалист, способный извлечь гармоничные звуки из любого артиста любого театра, в том числе и Театра на Литейном.

Подлинных художественных удач на этом голосисто-плясовом пути мало. Зато обычные драматические спектакли нередко стали производить впечатление «всухую» (то есть без музыки) разыгранных опереточных либретто. В этом деле есть настоящие энтузиасты. Режиссёр Владислав Пази, с удивительным простодушием гордящийся нынешним «бульварным» состоянием вверенного ему театра имени Ленсовета, ничто так не ценит в драме, как комический куплет. Не случайно он и стал постановщиком оперы-буфф «Пышка» в Театре на Литейном. Есть некоторые основания предполагать, что затейливое и весьма пикантное либретто Валерия Семёновского (не только начинающего драматурга, но и главного редактора журнала «Театр») могло бы претендовать на более изысканное и остроумное воплощение. Но беда в том, что идеология искромётного театрального легкомыслия, в равной степени разделяемая автором и постановщиком, оказывается, страшно уязвима. Драматург легкомыслен в теории, а режиссёр — на практике. Несерьёзный подход к несерьёзному жанру приводит к серьёзным «недовложениям» по части режиссуры. Рецептура приготовления «Пышки» как комической оперы в драматическом театре тем самым нарушена. Французская сдоба подкисла на местных дрожжах. Однообразие фронтальных мизансцен, смысловые лакуны и едва ли не дилетантскую приблизительность драматических характеров и отношений нельзя оправдать издержками жанра. Зато ничто не способно умалить прелесть исполнительницы заглавной роли Татьяны Тузовой — молодая дебютантка отменно хороша, очаровательно пышна, в меру горяча и чрезвычайно соблазнительна (а, кроме того, обладает недурным голосом и актёрскими способностями). Дорогая «Пышка» — как дорогой бриллиант дорогой оправы — требует хорошего кондитера.