Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Пышка»
Пресса «Пышка» Ги де Мопассана
Автор: Бошакова М. //Time Out Петербург. 2006. 14—27 июля   

«Пышка» — история проститутки, оказавшейся в одном дилижансе с французскими буржуа, бегущими от прусской оккупации. Ее принимают в свои ряды за сытный обед. Потом подкладывают, вопреки проснувшимся у девушки патриотическим убеждениям, под прусского офицера за свободный проезд.

 

А в итоге предают остракизму за продажность. В общем, «имеют по полной». Но стоит ли обвинять за это героев-обывателей? Не монашенку же лишают невинности, а требуют выполнения профессионального долга от представительницы профильной профессии. В Театре «на Литейном» этот неприятный очерк человеческих нравов поставлен режиссером Владиславом Пази ярко и легкомысленно, в жанре опера-буфф. Известный театральный критик Валерий Семеновский, в последнее время ставший активным инсценировщиком классики, написал для героев злободневные «комические» куплеты, исполняемые вместо привычных диалогов. Это притом, что актеры не обладают выдающимися вокальными данными, чтобы петь весь спектакль и не фальшивить. Приятное исключение составляет только исполнительница главной роли — Татьяна Тузова. Прусские солдаты в исполнении студентов с Моховой поют об уроках сценического боя. Французские буржуа заливаются о Чехове и Достоевском под «калинку-малинку». Монахини превращаются на какое-то время в сестер Прозоровых. А неопрятный Корнюде в исполнении Александра Майорова — в красавца модельной внешности, влюбляющегося в главную героиню с пылкостью Д'Артаньяна. Пышка же в концепции спектакля — очаровательная и простодушная «фиалка Монмартра», чья профессия преподносится так же чисто и наивно, как торговля мороженым. Татьяна Тузова — обаятельная актриса, и ее трудно в чем-либо упрекнуть. Проблема в том, что физиологичный и мрачный рассказ Мопассана никак не умещается в предложенные рамки даже не оперы-буфф, а провинциальной оперетты. Именно такое определение жанра приходит в голову, когда смотришь на веселящихся на сцене героев. В итоге получается история про то, как нехорошие вырожденцы (а все буржуа одеты и загримированы под персонажей с афиш Тулуз-Лотрека) обидели хорошую и добрую девочку, оставив ее в финале плакать в одиночестве под снегопадом, а сами поехали дальше: играть под веселую музыку в бильбоке и рассуждать о «загадочной русской душе». Возможно, что по задумке все это должно было выглядеть как изящная постмодернистская игра. Но получилась такая смесь «французского с нижегородским», что когда смотришь на сцену, в буквальном смысле рябит в глазах и шумит в ушах.