Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«(Самый) легкий способ бросить курить»
Пресса «(Самый) легкий способ бросить курить»
Автор: Филоненко О.//http://modorama.ru/culture.asp?id=410. 2011. 31 янв.   

На сцене Театра «На Литейном» премьера спектакля «Самый легкий способ бросить курить». О значении этого события рассказал руководитель спектакля Виктор Рыжаков – один из основателей режиссерско-драматургических лабораторий движения «новой драмы», директор фестиваля им. А. М. Володина «Пять вечеров», режиссер постановок «Кислород», «Бытие №2», «Июль» по пьесам И. Вырыпаева.



Без иронии сегодня не проживешь. Пьеса отчасти с элементом черной комедии. Здесь затрагивается текст знаменитой сегодня книги «Легкий способ бросить курить» Алана Карра. Спектакль – тоже своего рода инструкция, как удержаться и не спасовать, как делать первые шаги к самому себе другому. Пьеса Дурненкова про нас с вами. Она современна не только потому, что в ней очень много узнаваемого, но и потому что автор задается очень важными для «сегодняшнего дня» вопросами человеческого выбора. Без ответов. Может, пришло время задавать вопросы прежде всего самому себе. Хотя, возможно, кому-то покажется чрезмерным утрирование и наслоение разных социальных миров. Автор этого и добивался, это и есть картина сегодняшнего мира.

Зона риска?! Разумеется! Она есть всегда, когда мы делаем какие-то шаги в новом направлении. Но здесь все по-честному. Нет приказов и распределений сверху. Вся творческая группа, художник, осветители, музыкальное оформление, группа помощников и ассистентов – все находятся в каком-то одном пространстве. Атмосферу творчества, поверьте, не спутаешь ни с чем. Она здесь присутствует в чистом виде, и, если честно, мне уже даже не важен результат. Хотя, конечно же, понимаю, что результат для театра просто необходим, потому что это еще и производство. Мы постоянно ищем некий облик для себя самого. Или я соглашаюсь с тем, что я ничего не вижу и ни в чем не участвую, или просто пытаюсь выжить в этом потребительском мире. Стоит лишь не бояться задавать себе вопросы, на которые каждый уважающий себя человек не может сегодня не отвечать, дабы не превратиться в скотину. Разговор в спектакле идет о рефлектирующем герое, пытающемся вновь обрести самое себя. Ведь внутри – обычный человек, учащийся отвечать на вопросы мира.

По интриге автора бросить курить – значит увидеть мир по-другому, т.е. убрать одну из «защит», которые отгораживают меня от самого себя. Безумен сегодняшний мир, и легче в нем не участвовать, отгородиться. Но для того, чтобы выжить в этом мире, я должен вкалывать и зарабатывать деньги. Все мои силы уходят на это. Если я перестаю зарабатывать деньги, я оказываюсь неприспособлен к жизни. Человек превращается в орудие, в часть этого механизма. Сегодня уже стыдно быть бедным человеком, а когда-то наоборот, достоинством интеллигентного человека было жить аскетично. Мы стали козырять брендами, стали заложником выдуманного мира ложных ценностей. Даже страшновато бывает иногда. Новому поколению совсем уж сложно. В нашем прошлом были какие-то островки безусловных духовных ценностей. Разве «Аватар» как художественный образ сегодня есть голос погибающей цивилизации!? 

Известно, что всего 10 % населения планеты посещают театр хотя бы раз в год. Всегда таких людей было немного, но потребность в духовном общении не иссякает. Театр – как некие станции переливания крови. В Москве театры заполнены. Не знаю, как в Петербурге, хотя уверен, публики здесь не меньше. И получить доступ в театр можно только непосредственно совершая путь к нему: необходимо остановиться, надеть шапку, штаны, проделать путь, потратить время и заработанные деньги. До этой «важной заправки» нужно добраться, ее не принесут к тебе домой. Интернет-пространство тебе его не подарит. У меня нет пессимистического прогноза по поводу современного театра. Он будет еще более востребован, хотя потребуется высокий профессионализм и большая конкурентоспособность от его деятелей и подготовленность от зрителей...

Форма и содержание – это две неразрывные вещи. Нельзя сегодня выйти на улицу в старом отцовском костюме, если не придумать ему новую интерпретацию, не придать новое дыхание. Современный язык меняется каждый день. У театра колоссальное будущее. Чем меньше становится кислорода в обществе, тем больше очередь к этим кислородным островкам (театр, художественные галереи, архитектурные памятники и т.д.). Может быть, пришло время выставки одной картины. Это когда приходят люди, садятся и смотрят на одно произведение живописи. Ведь поток повседневно получаемой человеком информации зашкаливает. Стираются или вовсе исчезают файлы, отвечающие за сокровенное. Невозможно сегодня, живя в таком времени, в таком ритме еще и прийти и оббежать весь Эрмитаж или Третьяковскую галерею. Может, стоит научиться останавливать время.