Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Потерянные в звездах»
Пресса «Потерянные в звездах» Ханоха Левина
Автор: Шитенбург Л.//Итоги. 2000. 20 июня   

Григорий Дитятковский, режиссер, известный строгим вкусом (достаточно вспомнить его «Отца», получившего в этом году две «Золотые маски», и знаменитый «Мрамор» Иосифа Бродского), шокировал своих поклонников и озадачил остальную часть публики, поставив спектакль по пьесе израильского драматурга Ханоха Левина «Торговцы резиной». Под «резиной» имеются в виду презервативы — десять тысяч упаковок. Это единственное наследство, которое отец оставил своему сыну (сына играет Сергей Дрейден, исполнявший главные роли в «Отце» и «Мраморе»).

 

Как истинный идеалист, герой считает себя человеком сугубо практическим и всерьез пытается заниматься коммерцией и продать свой специфический товар. Но десять тысяч презервативов у Дитятковского — это не просто товар. Это материальное выражение человеческого стремления к счастью. Это привет от поколения, которое «умело жить», поколению, которое умеет только мечтать, как герои пьесы, которые постоянно воображают себя где-то в Техасе, у бассейна, рядом с киношной красоткой Джейн и бокалом коктейля в руках. В общем, поколению, которое блуждает «потерянными в звездах», как поется в американской песенке 50-х.

 

«Понимаете, мне срочно нужно быть счастливым!» — говорит другой герой (Вячеслав Захаров). Психологические обертоны делают это заявление, как и весь спектакль, по-настоящему трагикомическим. Дитятковский бестрепетно, хотя и не бесстрастно, наблюдает за своими героями (единственную женщину играет Елена Немзер): в первом акте всем им за сорок, во втором — за шестьдесят. И ничего не изменилось — ни в жизни (один по-прежнему пытается продать другому «резину»), ни в мироощущении. Жизненную реальность нехитрой израильской пьесы режиссер постоянно соотносит со священной еврейской историей. Герой, рассуждая сам с собой, сосредоточенно бормочет библейские тексты, подытоживая задумчивым: «Плохо дело, папа, плохо!» Неповторимая дрейденовская интонация и легкий еврейский акцент дают понять: фраза эта — не только отчет сына о незадачливой торговле. «Плохо дело, Папа!» — это, собственно, современный комментарий к Ветхому Завету.

 

Режиссер вообще выводит сюжет о «торговцах резиной» за пределы житейской истории: героев постоянно сопровождают ангелы — милые молодые люди с крылышками (Дмитрий Готсдинер, Михаил Кац, Сергей Мосьпан). Их функция — нежное, насмешливое пояснение к происходящему, а также — обеспечение поэтической интонации, без которой не обходится ни один спектакль Дитятковского. Сергей Грицай сочинил особую хореографическую партитуру: в танце ангелы зависают под углом к плоскости стен. И недаром последняя «реплика» спектакля — маленький концертный номер Дмитрия Готсдинера, исполняющего американскую песенку вполне в духе Джина Келли, «поющего под дождем». Счастливый голливудский финал, не имеющий никакого отношения к истории людей, промечтавших свою жизнь и «потерявшихся в звездах».