Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Первое действие — в фойе, второе — в буфете»
Пресса «КотаВасиЯ» Татьяны Москвиной
29.01.2017 Автор: Анна Ветлинская // Intéressant   

 

Создатели нового спектакля «КотаВасиЯ» в Театре «На Литейном» попытались стереть границу между зрителями и актерами.

 

 

Не секрет, что отдельные зрители мечтают проводить время в театральном буфете, а не в зале. Теперь у них появился шанс осуществить свою мечту — в Театре «На Литейном» выпустили новый спектакль с несерьезным названием и вполне серьезным содержанием «КотаВасиЯ», второе действие которого проходит именно в буфете. Такое вот ноу-хау, которым в театре не ограничились — первое действие спектакля разворачивается вообще в фойе.

 

Актер, гуляющий сам по себе

Команда создателей спектакля во главе с режиссером Романом Смирновым, продолжающим дело, начатое максимально приближенными к зрителю постановками «Квартирник» и «Тень города» в этом же театре, вообще много чего напридумывала в своей новой работе. Включая участие в ней того самого кота Васи, который, правда, «играет» исключительно по собственному желанию. Коты, как известно, всегда сами по себе, если на них, конечно, нет Куклачева. В Театре «На Литейном» своего Куклачева нет, поэтому черный кот Вася когда хочет появляется, когда не хочет — не появляется. В день премьеры его можно было увидеть уже после окончания спектакля на месте билетеров. Этим его участие в постановке и ограничилось.

 

Кроме кота в спектакле заняты всего двое актеров. Каждому отведено по одному действию. По большому счету получилось два моноспектакля. Но жанр этот сегодня не слишком популярен (кстати, в Театре «Балтийский дом» в эти дни проходит фестиваль моноспектаклей «Монокль»), поэтому, наверное, на афишах написали «стендап» — модное нынче слово, подразумевающее монолог перед микрофоном и не подразумевающее у выступающего никаких актерских способностей — только талант придумать что-то забавное и не побояться это рассказать. В новом спектакле микрофон присутствует — и это всё, что его связывает со стендапом. Потому что актеры не сами придумали истории своих персонажей, за них это сделала Татьяна Москвина, и уж драматическим талантом исполнители точно не обделены.


Страдающий шут


В первом действии, которое разворачивается в фойе театра, где для зрителей просто поставили стулья, а из декораций — старинные буфеты и стол, демонстрировать свое актерское дарование выпало Денису Пьянову, рассказывающему историю персонажа по фамилии Фердыщенко. Того самого второстепенного, или даже третьестепенного, персонажа романа Достоевского «Идиот», который сильно страдал из-за своей фамилии. В романе страдал и в спектакле тоже страдает. Но потом выходит за рамки своей «второстепенности» и пересказывает содержание романа так, как видит всё происходящее в нем его герой. Маленький, невзрачный, пьющий человек, который мучается не только от неблагозвучной фамилии, но и от непонимания окружающих. Это у Достоевского Фердыщенко — «неприятный и сальный шут», в спектакле он, может, тоже не слишком приятный, но явно страдающий человек. А страдание, как известно, облагораживает. И Денис Пьянов все эту многогранность персонажа талантливо демонстрирует.

 

Единственное, понять всё, что он хочет донести, могут только те, кто знаком с романом «Идиот». Те, кто знаком только со словом «стендап», запутаются в истории, которую рассказывает герой, и заскучают. Потому что имена Настасьи Филипповны, Рогожина и других героев Достоевского им ничего не говорят, и разобраться, что между ними происходило, не зная содержания романа и пытаясь уловить это только из рассказа Фердыщенко, практически невозможно. Зато, может, просмотр спектакля подвигнет кого-то на прочтение романа. Но так или иначе монолога для современного мужчины средних лет не нашлось, пришлось обращаться к Достоевскому.


Театр без театральности

 

Зато нашей современнице есть что сказать. Чем она и займется во второй действии. В том самом, что разворачивается в буфете.

 

Куда после своего монолога перемещается и Фердыщенко — Пьянов. За ним тянутся зрители, и им там тоже нальют и дадут закусить (правда, за свой счет). Так что из буфета уже можно и не уходить — после антракта здесь прозвучит второй монолог. Гораздо более понятный и никак не связанный с Достоевским.

 

Главная героиня, которую играет Татьяна Тузова, — просто женщина. Обычная, таких миллионы. Но история у каждой своя. Татьяна Тузова расскажет эти истории, которые плавно вытекают одна из другой, предельно откровенно, как близким людям. Иногда она будет петь — очень хорошо. Эта понятность, доверительность, очень вовремя возникающие «музыкальные паузы» и соответствующее световое оформление и создадут ту домашнюю атмосферу, которой хотели добиться создатели спектакля. Все они выйдут в финале к зрителю, и покажется, что это хорошо знакомые люди, просто решившие поделиться с нами своими мыслями.

 

Получился такой «театр без театральности», стирающий границы между публикой и актерами. А нужно ли было стирать эти границы, покажут время и востребованность спектакля.