Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Дух Хвостенко на Литейном»
Пресса «Квартирник. ХХвост – всему голова» А. Хвостенко
Автор: Кингисепп М. // Санкт-Петербургские ведомости. 21 ноября, 2008   

22 и 23 ноября в Театре на Литейном состоится премьера музыкального спектакля «Квартирник» с замысловатым подзаголовком «ХХвост — всему голова». Это не перформанс, не мюзикл и не рок-опера. Скорее, это музыкально-поэтическая композиция или спектакль-концерт, состоящий из вокально-драматических миниатюр. В последний раз петербургская сцена видела нечто подобное в далеком 1986 году, когда Молодежном театре родилась хитовая постановка «Звучала музыка в саду».

 

Режиссер Роман Смирнов любит и умеет делать инсценировки. Он перекладывал на свой собственный сценический язык Гоголя и Володина в Театре на Литейном и Сологуба в Театре Сатиры на Васильевском. Он создал спектакль «Capriccio» на основе партитуры Сергея Курехина. Теперь он хотел бы возродить, так сказать, дух Алексея Хвостенко. Показать, что этот загадочный поэт, автор песен и художник был человеком огромной культуры и на все времена. Его музыка сродни и классике, и року, и блатным песням. «Квартирник» построен так, чтобы творчество Хвостенко, по словам режиссера, «по-всякому прозвучало», чтобы получился «музыкальный авангард».

 

Смирнов собрал актеров, рассказал им о феномене Хвостенко, показал видео и предложил остаться в материале смельчакам, готовым на эксперимент: работать «на цыпочках», за полтора часа (оптимальное время для концерта) создать мягкое, почти нежное настроение дружеских посиделок.

 

В основе «Квартирника» отсутствует пьеса в ее привычном понимании: ни готового текста, ни четких ролей. Зато есть особая драматургия закрытого квартирного концерта — забытого сегодня жанра публичного выступления в атмосфере андеграунда. В двух словах, это когда все участники и зрители совпадают по интересам, по образу жизни, по отношению к музыке и по пониманию культуры. Свои люди, друзья-товарищи-братья.

 

Сюжет в «Квартирнике» тоже не прослеживается. В наличии — сценическая композиция на основе песен «Хвоста», которую выстроил Смирнов. Причем нельзя считать, что Смирнов и Хвостенко были знакомы: им всего дважды довелось случайно встретиться. Но режиссер поэта знает, любит и высоко ценит, и в музыке разбирается профессионально, не говоря уж о театре (учился у Товстоногова, работал у Додина, много ставил в петербургских театрах) и просто о жизни (работал тележурналистом на Западе).

 

К периоду советского застоя и расцвета рок-культуры «Квартирник» нарочно не привязан: время действия не обозначено, эпоха ни в костюмах, ни в реквизите не читается. В этом спектакле есть что по-настоящему играть, пожалуй, только двоим. Приглашенный актер Денис Пьянов делает печального алкаша в тельняшке, некий собирательный образ «совка» с трепетной душою. А актриса Театра на Литейном Анна Екатерининская рисует типичную дамочку-экскурсовода с мегафоном: усталую женщину, которой заодно отводится нечто вроде роли рассказчицы, связующего звена во всем действии. Остальные существуют на площадке как бы штрихами. То есть, работают-то от души, с азартом и с удовольствием, поют хорошо, музыкальными инструментами более-менее владеют, ритм могут отбивать спичечным коробком или костяшками на счетах, но при этом никого особо конкретного не изображают. Так, набросок интеллигента в плаще и шляпе, зарисовка с романтического принца с гитарой, дворовая шпана, то ли девочка, то ли виденье со скрипочкой... Намек на стильную хулиганку Наташу Пивоварову и ее стильную манеру исполнения песен. Реверанс — группе «Колибри», которая незабываемо пела «Орландину» Хвостенко. Или, например, знаменитое «Под небом голубым есть город золотой» исполняется женским голосом из шкафа — это, видите ли, образ рая, призрак оперы.

 

Помогают актерам музыканты группы «Soundscript33» под руководством Дмитрия Федорова. Они, когда нужно, аккомпанируют, а между песнями, диалогами и монологами оформляют звуками перебивки — работают по сути как цирковой оркестр.

 

Во время репетиций сложности в основном возникали не творческого, а технического характера. Когда беспрестанно идет музыка и вокал, нужно и двигаться на площадке так, чтобы инструменты, микрофоны, гарнитуры, шнуры, мониторы, динамики и прочие «звуковые» предметы не капризничали и не «фонили». В наших театрах это проблема.

 

Интересно, что из двенадцати исполнителей всего трое — со средним или специальным музыкальным образованием: Мария Иванова, Игорь Милецкий и Ася Ширшина. Абсолютно синтетическими артистами (не только по мастерству, но и по владению телом, голосом и музыкальными инструментами) здесь можно считать лишь двоих. Это умница и красавица Ася Ширшина и обаятельный Денис Пьянов — самый опытный и титулованный из всей компании, хорошо знакомый публике по ролям в постановках Руслана Кудашова и Александра Морфова. Остальные участники выезжают на навыках и умениях, полученных в аудиториях театральной академии, пытаясь не скатиться в обычный актерский капустник. Судя по последним прогонам перед премьерой, у них получается.