Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Петербургский "Эдип-царь" на "Золотой маске"»
Пресса «Эдип-царь» Софокла
Автор: Ковальская Л.// Афиша. 2003. 8 апреля   

14 апреля в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра состоится раздача фарфоровых масок в красных бархатных футлярах. Московская часть «Золотой маски» к этому времени только перевалит за середину, так что когда в Москве будут показывать «Эдипа», уже будет известно, нашли ли награды его героев.

 

От «Эдипа» номинированы двое: режиссер и Иокаста, Андрей Прикотенко и Ксения Раппопорт. У него шансов немного (дюжина конкурентов), у нее — побольше (помимо Раппопорт на «Лучшую женскую роль» выдвинуты Галина Тюнина, Роза Хайруллина из Самары и главный претендент на «Маску» — Татьяна Щуко из додинского «Московского хора»: она вышла на сцену, несмотря на тяжелейшую травму).

 

Но увидеть «Эдипа» стоит, невзирая на маски. Во-первых, в Петербурге это совершенный хит. Во-вторых, спектакль красив и молод. И режиссер, и актеры — однокашники, все недавно закончили Театральную академию, курс Вениамина Фильштинского. Закончили — значит разошлись: Прикотенко ставил в других городах, Ксению Раппопорт взял в Малый драматический Лев Додин, Тарас Бибич попал в Театр на Литейном, там же оказался Игорь Ботвин, итальянец Джулиано ди Капуа начал играть в «Приюте комедианта».

 

К тому времени, когда они собрали своего «Эдипа» (год назад спектаклем открыли Мастерскую Театра на Литейном), Раппопорт уже сыграла у Додина Нину Заречную, а итальянец успел почти напрочь избавиться от акцента. Уже профессионалы, они собрались в настоящем театре, чтобы сыграть то, во что не доиграли в институте, — лихой студенческий спектакль «на коврике», с минимумом декораций и актеров.

 

Текст Софокла вместе с ними сиганул с котурнов, как пионер с бортика: отважно и с фонтаном брызг. Раппопорт и ди Капуа (в другом составе — и в московском спектакле — Ботвин) играют Эдипа и жену его, Иокасту. Когда выяснится, что Эдип убил отца и женился на матери, они не на шутку расстроятся. А до тех пор будут хохотать и танцевать ламбаду. Им двоим достались перипетии и узнавание, Тарасу Бибичу — аттракционы. Его Гонец из Коринфа возвращается в Фивы с коринфской же колонной на плечах, его же прорицатель Тиресий выкатывается на сцену в Диогеновой бочке.

 

Их «Эдип» — никакая не трагедия и, по существу, не бог весть какой выдающийся спектакль; хорош он главным образом этой своей школярской удалью. Однако самый-самый главный резон помчаться на него сломя голову — выдающаяся, из ряда вон выходящая сексуальность. Библейской красавице Раппопорт и ее эффектным партнерам — что ди Капуа, что Ботвину — пошло бы «Песнь песней» озвучивать или играть Самсона и Далилу.

 

Родовое проклятие, рок, трагическая вина для них — категории непонятные, нечто вроде кирпича, который может свалиться на голову в любой момент (сценограф Эмиль Капелюш проиллюстрировал это, подвесив куски камня у них над головами). Что им понятно, более того, что им свойственно от рождения, так это любовь, неизбежная и непреодолимая; они, конечно, исполнят то, что должно, — она покончит с собой, он себя ослепит, покрыв веки лепестками. Но все равно будут вместе — не в Фивах, так в элизиуме, куда в финале их отправил сердобольный режиссер.