Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Гастроли, премьеры»
Пресса «Эдип-царь» Софокла
Автор: Б.а.// Рязанские ведомости. 2007. 16 мая   

А на сцене кукольников два вечера подряд шел знаменитый спектакль Ленинградского областного Театра на Литейном «Эдип Царь» Софокла. В 2003 году эта постановка Андрея Прикотенко, ныне главного режиссера Рижского театра русской драмы, получила специальный, приз национальной, премий «3олотая маска» не говоря уже о питерской премии — «3олотом софите».

 

Правда, в Рязани был не совсем тот состав, что покорил тогда жюри. Роль царицы Иокасты, жены и матери Эдипа, играла не молодая Ксения Рапопорт, а заслуженная, артистка России Елена Немзер, так что акценты были немного иные. А вот Тарас Бибич (у него много ролей) и Игорь Ботвин (Эдип) как раз играли в 2003 году. В трактовке Прикотенко Эдип борется за свою любовь, до конца не веря в предначертанье рока. Иокаста же Елены Немзер — красивая зрелой красотой и безумно привлекательная, более мудрая, смиряется с волей рока гораздо раньше и издает крики отчаяния, В спектакле есть магия — эротической энергетики, здоровых тел и духа. Духа, который, казалось, разрушит тяжелые камни рока, нависшие над головами (сценография Эмиля Капелюша), и который готов разорвать а клочья немощных носителей роковых вестей.

 

О костюмах и сценографии можно сказать особо. Видно, что они выполнены современными мастерами, их лаконизм вызывает восхищение, но, вместе с тем, они точно соответствуют эпохе Софокла. Даже в росписях сосудов никаких исторических ошибок. В этом спектакле найден интересный ход: в современные театральные приемы (хулиганская пантомима -экспозиция со шлангом, «забойная» поп-музыка) вплетены античные традиции исполнения трагедии. И, танцы — родом оттуда, и пение актеров (рассказ о происходящих событиях) ма,возвышении (котурны, хор). многое другое. Ни одной секунды мимо, насыщенность дей- ствия. внешнего и внутреннего.

 

Техники прекрасных актёров Игоря Ботвина и Тараса Бибича (в том числе пластика, пение, сценический бой и т. д,) филигранна, их самоотдача — на грани.. При всех условных приемах режиссуры (пантомимы, монологи), кажется. видишь на сцене сам процесс умирания (Бибич — Пастух), разрыва душевной аорты.

 

Конечно, и к этому спектаклю могут быть вопросы при высокопрофессиональном анализе, но это уже — по гамбургскому счету, и для «нас сие неважно. Суть в том, что в Рязань пожаловал его Величество Театр с его Культурой, которым мы, не избалованы. Мало кто из рязанской интеллигенции может себе позволить роскошь ездить в столицы смотреть хорошие спектакли» автор этих строк не исключение. «Эдип — Царь» — один из лучших спектаклей, которые я видела. Все компоненты театрального искусства на такой высоте, что остро начинаешь чувствовать, чего мы провинциальные зрители, лишены. Да простят меня, наши деятели театра, но разница между уровнем «Маски» и нынешними рязанскими спектаклями… Даже неискушенным зрителям видно, как «кое-где у нас порой» артисты лениво разглядывают зал со сцены либо «хлопочут лицом». В одном театре обитатели старинного замка на рубеже веков пьют чай из дешевых современных чашек, в другом — русские дворяне до революции пьют «Советское шампанское» (на авансцене этикеткой к зрителям). Это детали, а если делать серьезный профессиональный разбор… Очень рада. что директор театра кукол Константин Кириллов объявил: с «Эдипа Царя» начинается проект «Лучшие спектакли России». Театр кукол собирается приглашать в наш город знаменитые постановки.

 

Интересно, что в тот же вечер «греческую тему» вкупе с непременным сиртаки можно было видеть на другой рязанской сцене.