Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты

Пресса по темам:

Матрица Антарктида. Человек и полюс
Пресса «Антарктида» Ульяны Гицаревой
21.01.2021 Автор: Ольга Быкова // https://proza.ru/2021/01/21/1147   
Матрица Антарктида. Человек и полюс

Как так получается, что пока одни люди изо всех сил стремятся избежать неприятностей, ценят домашний уют и трясутся за своё здоровье, другие испытывают свой организм и судьбу на прочность? Ставят себя на край пропасти. Ударяются с головой в экстрим. Пускаются в далёкие и смертельно опасные путешествия... Как так? А кто-то примеряет было на себя экипировку экстремальщика, но чуть что, вжимает голову в плечи, разворачивается на 180 градусов и мчится, сломя голову прочь, чтобы навсегда-навсегда забыть о своих юношеских порывах. Впрочем, во время пандемии даже рядовой поход в театр вдруг может показаться опасным путешествием. Чувство опасности — мы все за последнее время гораздо чаще испытывали его, даже следуя лозунгу «Лучше дома». Что же происходит с теми, для кого смертельный риск — норма жизни? И что влечёт зрителя на спектакль «Антарктида» Театра на Литейном? Возможно, что простое любопытство. Может быть, желание пережить те самые опасности и тревоги, но ничем не рискуя и не покидая уютного театрального кресла. Может быть, интерес к белому континенту, который с каждым днём становится всё популярнее.


Пока ждёшь начала спектакля, рассматриваешь сцену. Чем-то всё напоминает пространство Музея Арктики и Антарктики: фигурки пингвинов, которые уже скоро кажутся знакомыми и такими родными, словно знаешь их всю жизнь и радиостанция в углу; экран, где по ходу действия пишут название эпизода и температуру; объёмная фигурка лайки, рваная перчатка, прибитая к порталу, как на выставке... В самом центре чёрной сцены — стол, накрытый к ужину, в середине стола заманчиво поблёскивает графинчик с прозрачной жидкостью. Первой на сцене появляется... уборщица, она не торопится, прибирает сцену к началу спектакля, цепляет из чашки на столе капусту и вкусно отправляет в рот... Но дальше, с появлением команды полярников, накал происходящего резко возрастёт и уже не снизится. Скажем сразу: вас не обманут. Если хотели экстрима, то будет вам экстрим. Если дрожали от холода при мысли о том, что предстоит провести в Антарктиде кусок своей жизни, то будет холод. Если звала романтика советского кино, что ж...будут и длинные, почти бесконечные разговоры о судьбах Родины и подвиг тоже будет. Трое героев — это командир полярной станции, настоящий мужик, Пётр Георгиевич Клюшников (Роман Бочанов), молодой парень Левон, новичок в этих суровых условиях (Виталий Гудков) и свежеиспечённый поп, новичок в православии, Отец Александр (Александр Кошкидько). Каждый расскажет нам, как он очутился на станции «Молодёжной», словно исповедуется.

Пьеса Ульяны Гицаревой посвящена последним дням Молодёжки (не путать с одноимённым сериалом) перед её закрытием в 90-х годах. Спектакль режиссёра Петра Чижова, сделан с горячей любовью к испытанию на прочность, к тому, что называется «выживанием». Детскую непосредственность и искренность в него вносит ещё один персонаж — ожившая лайка Мишка (Полина Воронова), которая и говорит, и в спор влезает, и на стол накрывает, и плачет настоящими человеческими слезами, когда наступит пора расставаться. Ведь Молодёжку закроют! Потому что банально кончились деньги. Во всяком случае, так объяснит этот факт начальство полярникам, которые только что находились на грани жизни и смерти. Час двадцать времени, пока идёт спектакль, пролетят незаметно, за это время полностью переносишься и в Антарктиду, и в 90-е года прошлого века, когда решались судьбы множества людей и страны. Приключение в духе «ночь в музее» заставит воскресить в памяти атмосферу 90-х годов для тех, кто их помнит и даст почувствовать её тем, кто не застал 90-е в силу молодости. Тот самый политический накал, те самые разговоры в дыму на кухне до потери пульса, когда кажется, что от точно найденного слова и впрямь зависит судьба страны. И та самая театральная игра, когда предметы вокруг оживают, воображение разыгрывается, люди открываются с неожиданной стороны, а жизнь кажется странной и увлекательной, как никогда. И когда пора прощаться, выходя из театрального зала, чувствуешь, что после увиденного Антарктида больше не отпустит и останется с тобой навсегда.
 

Пресса по темам: