Литейный театр
17 января (по старому стилю 4 января) 1909 года на Литейном проспекте открылся театр. Здание его не было изначально предназначено для театральных выступлений. Сначала это был манеж, который по проекту Джакомо Кваренги в 1801 году построил архитектор Павел Аргунов для графа Николая Шереметева. Здание манежа вошло в комплекс сооружений знаменитой усадьбы графов Шереметевых на набережной реки Фонтанки. А в 1908 году граф Сергей Шереметев поручил архитектору Михаилу Красовскому переделать манеж в театр с тем, чтобы сдавать его в дальнейшем в аренду различным театральным труппам.
Первым Литейный театр арендовал антрепренер Вениамин Казанский (Сормер). Он уже владел к этому времени двумя антрепризами: в «Невском Фарсе» он смешил публику, в «Модерне» удивлял новинками электрофотографической техники. В Литейном решил пугать в прямом смысле этого слова. Театр открылся под названием «Grand Guinol» — Театр ужасов. Репертуар и специфические средства воздействия на публику были заимствованы в парижском театре «сильных ощущений», создателем которого был Андре де Лорд.
Публику заранее предупреждали: «Лиц со слабыми нервами просят не смотреть, ввиду особой тяжести пьес». На открытии публике представили «Лекцию в Сальпетриере» и «Систему доктора Гудрона» по Эдгару По, а также пьесу со «страшным» названием «Мороз по коже». Зрителям щекотали нервы отрыванием головы, обливанием серной кислотой и выдиранием глаз. В дальнейшем афишу украшали не менее «ужасные» названия: «Вампир», «Под гнетом проклятья», «Смерть в объятиях», «На могильной плите», «Последний крик», «Жуть». Со сцены лилась кровь и неслись нечеловеческие вопли. Вместе с Казанским в историю театрального искусства Петербурга и литейного театра в частности вошли имена режиссера Петра Ивановского, актеров и премьеров труппы Федора Курихина и Елизаветы Мосоловой, которая во время многочисленных болезней Казанского управляла антрепризой.
Вскоре столичная публика пресытилась новинкой. Стремление к коммерческой рентабельности предприятия приносило свои очень интересные плоды. И уже в октябре 1909 года в афише театра к «сильным ощущениям» присоединился «веселый жанр» — сатиры, фарсы, водевили, а позже — мелодрамы и пародии.
Так или иначе, изящный театральный зал «благородного стиля» стал одним из самых излюбленных мест как веселящейся столичной публики, так и артистической богемы. Именно на сцене литейного театра впервые была поставлена пьеса Всеволода Мейерхольда — «сенсационная трагедия из цирковой жизни» — «Короли воздуха и дама из ложи» по рассказу «Четыре черта» Германа Банга. Далее мелодрама «Теракойя», переделанная из японской пьесы «Жизнь за царя» Такеда Идзумо. Постановки осуществил режиссер Павел Ивановский, и скорее всего не без участия Мейерхольда (не исключено, что им были разработаны отдельные мизансцены).
В марте 1909 года Николай Евреинов ставит на сцене литейного театра «Ночные пляски» Федора Сологуба. На сцену вместо профессиональных актеров вышли известные поэты, писатели и художники: Сергей Городецкий, Лев Бакст, Иван Билибин, Максимилиан Волошин, Борис Кустодиев, Алексей Ремизов, Николай Гумилев, Михаил Кузмин.
В театральной афише сезона 1910/11 появляется еще одно название — Театр новинок, идущих на всех европейских сценах. Режиссером становится Сергей Пальм. В репертуаре, кроме различных мелодрам и фарсов («Тото дают касторку», «Шалости Амура» и т.д.), появляются модные тогда театральные пародии. Наиболее заметные — пародия на Мейерхольдовского «Дон Жуана» и шарж «Графиня Эльвира», написанный актером и режиссером театра Евстигнеем Мировичем (Дунаевым). Позже Мирович сам напишет для театра комедию «Театр купца Епишкина», которая принесет и театру, и драматургу известность и признание.
В 1911—1912 годах театр называется «Мозаика». К тому времени Казанский номинально значится главным режиссером, фактическое же управление антрепризой переходит к Мосоловой. Именно она включает в репертуар театра пьесы Антона Чехова, Бернарда Шоу, Артура Шницлера, Ги де Мопассана. Шла «Веселая смерть» Николая Евреинова. В постановках звучала музыка Камиля Сен-Санса и Бориса Асафьева. Наряду с Мосоловой художественное руководство труппой осуществлял Григорий Ге, а актер труппы К.А. Гарин принял на себя обязанности режиссера. Коллектив пополняется танцовщиками и артистами оперетты. И в репертуаре появляются «балеты-мимодрамы» в хореографии Бориса Романова. Один из шедевров Романова балет «Козлоногие» на музыку Ивана Саца в главной партии с Ольгой Глебовой-Судейкиной — звездой Литейного театра — запечатлела в своей «Поэме без героя» Анна Ахматова. Именно о ней эти строки:
Как копытца, топочут сапожки,
Как бубенчик, звенят сережки,
В бледных локонах злые рожки,
Окаянной пляской пьяна, —
Словно с фазы чернофигурной
Прибежала к волне лазурной
Так парадно обнажена.
В 1912 году Мосолова сдает антрепризу Д.Л. Щербакову, сама оставаясь там актрисой. На афиши возвращается название Литейный театр. Режиссером становится М.И. Порватов. В репертуаре Литейного солидное место занимают небольшие пьески и инсценировки рассказов Надежды Тэффи («Выслужился», «Счастливая любовь», «Тонкая психология» и др.) и Аркадия Аверченко («Власть Рока», «Женская доля», «Молодость» и др.).
В это время с театром активно сотрудничают многие деятели культуры Серебряного века — Федор Сологуб, Алексей Ремизов, Михаил Фокин, Иван Чекрыгин.
В 1913 году антреприза переходит к Борису Неволину, который меняет название театра на «Литейный интимный». Репертуар театра почти не отличается от репертуара театра Мосоловой. На афишах спектакли по произведениям Шоу, Ростана, Аверченко соседствует с балетами Михаила Кузмина. Неволин привлекает к работе известного переводчика Татьяну Щепкину-Куперник.
С 1915 по 1915 гг. руководство театром снова переходит к Мосоловой. А в 1917 году при новых собственниках театр возглавляет актер Борис Горин-Горяинов. Но на этот раз исторические события 1917 года вносят свои коррективы. Публику выводят вон. Театр закрывают.
После революции театральное здание используется советским правительством как временное пристанище для различных театральных трупп.
|