Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты

21 февраля на 82-м году жизни скончалась артистка Татьяна Владимировна Щуко.

 

Творческий путь Татьяны Владимировны Щуко начался в знаменитой театральной студии Ленинградского государственного университета, в котором она четыре года училась на филологическом факультете. В этой студии начинали свою творческую биографию и другие мастера российской сцены — Игорь Горбачев, Сергей Юрский, Вадим Голиков. В 1957 году Татьяна Щуко приняла решение стать драматической актрисой и поступила в труппу Петрозаводского музыкально-драматического театра. В 1958 году Татьяна Щуко перешла в Ленинградский театр драмы и комедии (ныне Театр на Литейном), где работала до 2009 года. С 2002 года вошла в труппу Малого драматического театра — Театра Европы.

 

За более чем полувековую работу в театре Татьяны Щуко ее репертуарный лист — список ролей (более 60-ти), пьес, драматургов, режиссеров — стал настоящей страницей истории русского театра. Эпизоды, роли второго плана, главные роли были сыграны в спектаклях самого разного жанрового и стилевого диапазона, поставленных различными режиссерами, среди которых имена Ефима Падве, Камы Гинкаса, Льва Додина. Именно они, по признанию самой Татьяны Щуко, сформировали ее как актрису. С первых лет работы Татьяны Щуко в театре проявилась удивительная широта ее творческого диапазона и свободное существование актрисы в самых разных жанрах. Психологические роли чередовались с яркими комическими работами, созданными на грани гротеска.

 

Как о серьезной драматической актрисе, способной на создание крупных драматических ролей Татьяна Щуко заставила говорить о себе в 1969 году, когда она сыграла роль Любови в спектакле Камы Гинкаса «Последние» по пьесе Максима Горького. Жесткая и требовательная режиссура Гинкаса встретила в Татьяне Щуко благодарного союзника. Трагедия Любви раскрывалась не в традициях обычного прочтения этого образа. В ярком платье, с зеленой лентой в волосах, распущенных свободными волнами, поющая шансонетки и играющая на рояле, она была почти обольстительна. Сыгранная в 1975 году роль Матери Алеши спектакле «Муж и жена снимут комнату» по пьесе Михаила Рощина, была насыщена острыми сатирическими, почти гротескными красками. Новая встреча с драматургией Горького произошла в спектакле «Чудаки» в постановке Ефима Падве (1973). Роль жены Мастакова, Елены стала новым этапом в творчестве актрисы, осваивающей психологическую глубину образа. Удачей стала и еще одна совместная работа с Камой Гинкасом над пьесой Рустама Имбрагимбекова «Похожий на льва» (1974).

 

Крупными удачами стали в середине 70-х годов спектакли, в которых Татьяна Щуко встретилась с режиссурой Льва Додина. В 1975 году она сыграла Фрау Фламм в «Розе Бернд» Герхарта Гауптмана, а в 1977 — госпожу Простакову в «Недоросле» Фонвизина. Героиня Татьяны Щуко в этом спектакле неистово, до безрассудства обожала своего сына. В этой любви она была не только смешной и отталкивающей, но и жалкой, почти трогательной. Сыгранная Татьяной Щуко в 1983 году смешная и наивная Баба Шура в спектакле «Любовь и голуби» Владимира Гуркина оказалась достаточно неожиданной для поклонников ее творчества: интеллигентная тонкая петербургская актриса, дочь театрального художника и архитектора-академика Владимира Щуко, сумела создать образ бесхитростной простоватой деревенской бабки, органично почувствовав совсем другую человеческую природу. То же естественное, почти природное начало раскрылось уже не в комическом, а в трагическом, эпическом плане в роли Степаниды в спектакле «Знак беды» Василя Быкова, поставленном Яковом Хамармером в 1984 году.

 

Улита в пьесе Островского «Лес» — персонаж второго плана, но в спектакле она была одной из ключевых фигур. Она была не только наперсницей Гурмыжской, поверенная ее запоздалых любовных томлений. Она сама — одинокая женщина с нерастраченной способностью любить и быть любимой.

 

Татьяна Щуко в 1979 году была удостоена почетного звания «Заслуженный артист РСФСР», в 1986 году — звания «Народный артист РСФСР». В 2000 году за роль Улиты в спектакле «Лес» Татьяна Щуко была награждена Государственной премией России. В апреле 2003 года она получила Высшую национальную премию России «Золотая маска» в номинации «Лучшая женская роль» за исполнение роли Лики в спектакле «Московский хор» (Малый драматический театр — Театр Европы), а осенью, тоже за роль Лики, — Государственную премию России.

 

Татьяна Щуко была удивительной женщиной, она покоряла нас своей искренностью, теплотой и профессионализмом. Мы бесконечно признательны Татьяне Владимировне за то, что она была рядом с нами долгие годы — очаровательная, хрупкая, бесконечно добрая. Коллектив Театра «На Литейном» скорбит вместе с коллегами, родными и близкими.