Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
Сергей Морозов: «Мы хотим согреть зрителя»
Пресса «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше
15.05.2021 Автор: Валерия Троицкая // https://spbvedomosti.ru/news/culture/sergey-morozov-my-khotim-sogret-zritelya/   

В новом сезоне репертуар театра «На Литейном» дополнит самая известная пьеса Бомарше «Женитьба Фигаро». Однако поклонники творческого коллектива смогут увидеть новый спектакль раньше — предпремьерные показы пройдут уже 21 и 22 мая. Они стали поводом поговорить с постановщиком спектакля, художественным руководителем-директором театра «На Литейном» Сергеем МОРОЗОВЫМ.


— Сергей Анатольевич, что заставляет современных режиссеров вновь и вновь обращаться к истории предприимчивого Фигаро?

— У каждого, наверное, свой мотив и своя цель. Во время пандемии я просто понял: хочу, чтобы это название появилось в афише театра. Это был период, когда мы находились в жестких ограничениях, когда мы были лишены нормального общения, возможности видеть друг друга, ощущать человеческое тепло. Люди потеряли полнокровность жизни вокруг: от потери вкуса и запаха у людей заболевших до общего урона — самого ощущения жизни. Для меня пьеса «Женитьба Фигаро» — это гимн любви, гимн жизни без ограничений.

Если говорить про главного героя: это человек, который в течение пьесы проходит очень важный путь. Он пытается понять, кто обрушил все эти неприятности на его голову. И находит в себе силы и мужество сказать: это он сам. Мы не только в ответственности за тех, кого приручили, как писал Экзюпери. Мы прежде всего в ответственности за то, что происходит в нашей жизни. Часто эту ответственность мы перекладываем на обстоятельства, на эпоху, на наше окружение, на правительство. Это несправедливо. Нам всем необходимо в какой-то момент понять: у нас есть возможность и даже обязанность определять свою жизнь.

— Фигаро — это еще и особое отношение к жизни. Позитивное, радостное.

— Фигаро бесконечно талантлив именно в том, что он всей своей жизнью говорит: нельзя унывать! Нельзя поддаваться возможной депрессии, сдаваться, нужно все время искать выход из ситуации. Нужно знать, что всегда можно вернуться к самому себе, найти самого себя. Для этого необходима вера и силы, чтобы вставать и пробиваться, порой через очень тревожные обстоятельства.

— В чем главные особенности вашей постановки?

— Для меня это одна из самых ансамблевых пьес в мировой драматургии. Наш спектакль будет наполнен солнцем актерской импровизации и искрометным юмором. Это будет спектакль-батарейка, спектакль-энерджайзер. Мы все сейчас живем с чувством постоянной тревоги, ощущаем неустойчивость, неуверенность в завтрашнем дне. Мне важно хотя бы на три часа сценического действия развеять у зрителей все эти мысли.

— В вашем театре зрителю расскажут не только историю о женитьбе Фигаро. В рамках проекта #ДиалогиНаЛитейном 18 мая пройдет лекция «Женитьбы на сценах мира». А у вас есть любимая «Женитьба»?

— Я очень люблю пьесу Николая Васильевича Гоголя. Для меня особенно дорог спектакль театра «Сатиры», ныне Театра на Васильевском, который в 90-е годы поставил мой отец Анатолий Морозов. Мне дорого его... петербургское ощущение. Часто эту пьесу решают ближе к Островскому, к московским, купеческим пьесам. А я чувствую в ней эту зыбкую туманную дымку, растворенную в Невском проспекте, этот петербургских дух. А еще я восхищаюсь, когда люди женятся и всю оставшуюся жизнь остаются верны друг другу, сквозь десятилетия проносят любовь и нежность. Я сам к этому стремлюсь.

— Насколько успешна программа #ДиалогиНаЛитейном? Вам важно, чтобы театр нес просветительскую функцию?

— Программа существует около двух лет. Она, конечно, факультативная, ведь основная деятельность театра — создание спектаклей. Но мы, наконец, можем вернуться к нормальному ритму жизни и продолжить сотрудничество с замечательным театроведом, киноведом, кандидатом искусствоведения Полиной Степановой. Она уникальный человек, который смотрит на мир искусства в общем разрезе, может соединять театр, кино, мифологию, философию и архитектуру в контексте, необходимом для той или иной лекции. Такие мероприятия помогают выстроить нестандартный, необычный диалог театра с публикой, а зрителю позволяют с иной глубиной посмотреть на спектакль. Они дают некие дополнительные ключи для понимания того, что происходит на сцене.

— За те годы, что вы руководите театром, что самое главное вам удалось сделать?

— Во-первых, создать гармоничную, интересную и яркую актерскую труппу. Мы сохранили наше старшее поколение, но и омолодили коллектив за счет выпускников разных вузов: петербургских, московских, провинциальных. Сейчас наша труппа может решать любые творческие задачи. Во-вторых, мы смогли создать уникальный репертуар. Я не боюсь употреблять этот эпитет, ведь в нашей афише есть названия, которых не встретить больше ни в Петербурге, ни в Москве. Порой у нас проходят не только российские, но и мировые премьеры. Театр продолжает ту традицию новаций, которая существовала здесь долгие годы с середины XX века. Напомню, что «Пролетая над гнездом кукушки» впервые в СССР появилась именно в Театре драмы и комедии, ныне театре «На Литейном».

Важным для театра явилось вручение двух главных «Золотых софитов» за лучшие спектакли малой и большой формы («Антарктида» и «Гекатомба. Блокадный дневник» — прим.ред.), неоднократное попадание в лонг-лист «Золотой маски», победы на фестивалях, гастроли по России и за рубежом. Наконец, театр очень активно существует в различных мероприятиях: «Ночь искусств», «Ночь музеев», «Ночь кино», Международный культурный форум, программа Министерства культуры «Большие гастроли», тифлокомментирование и взаимодействие с инклюзивными театрами. Это направление деятельности дает новый импульс коллективу, адекватность современному культурному процессу.

— Вам, очевидно, предстоит найти баланс между спектаклями для широкой аудитории и сложными, философскими постановками?

— В последние пять лет в афише театра появились «Лавр» Евгения Водолазкина в постановке Бориса Павловича, «Гекатомба. Блокадный дневник» режиссера Яны Туминой, «Превращение» Кафки в постановке Геннадия Тростянецкого. Эту «пятилетку» новаций мы продолжим, но постепенно афишу театра дополнят Бомарше, Островский, Булгаков. Скоро театру предстоит закрыться на капитальный ремонт, и нам важно подготовить репертуар для активной гастрольной деятельности. Значит, в нем должны быть спектакли для широкого зрителя.

— Сейчас вам важнее анализировать, что происходит с человеком, или отвлекать его от плохого?

— Я бы не говорил об отвлечении. Скорее о согревании. Не даром я называю наш спектакль «батарейкой». Нам всем сейчас необходима подзарядка — позитивом и светом. Мы хотим согреть зрителя. Дать ему возможность на волне самоуважения и уважения к людям вокруг двинуться в завтрашний день. Возможно, сейчас, во время пандемии, это одна из главных задач театра.

— Как театр адаптировался к ограничениям? С чем сложно смириться?

— Лично мне как зрителю сложно два-три часа провести в маске. Зато я понимаю: 75% заполняемости залов в Петербурге — это счастье по сравнению с 50% в московских театрах. Я сейчас даже не про сборы и доходы, а про устойчивость спектакля. Сами артисты говорят, что по тонусу диалога со зрителями нынешняя заполняемость близка к полному залу. Надеюсь, мы преодолели самый сложный период и никогда не вернемся к 25, 50%, тем более к полному закрытию театров.

Я рад, что наш театр прошел этот период без потерь, хотя некоторые артисты серьезно болели. Однако, уход Александра Михайловича Жданова в феврале был связан с недополученным лечением именно на фоне пандемии. Это большая утрата и наша боль. Я благодарен коллективу за то, что весной прошлого года они не раскисли, а продолжали творить, придумывали новые форматы. Сейчас мы практически вернулись к нормальному ритму репетиций и спектаклей. Театр начинает дышать полной грудью.