Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Концерт замученных»
Пресса «Тень Города»
Автор: Воробьева О.//PRO-сцениум. 2010. апрель.   

Недавняя премьера в театре «На Литейном» «Тень Города» - сочинение коллективное. Сценарий написали Роман Смирнов, Александр Безруков и Екатерина Строганова. И сочинили его, думается, для коллектива, точнее - поколения, а потому и ходить на него желательно компанией, чтобы межу прочим сказать соседу «а помнишь, мы это тоже пели, помнишь?».

 

Роман Смирнов - известный приверженец маргинальной, андеграундной питерской культуры, из которой он, собственно и вырос, и с которой расставаться не собирается. Нынешний спектакль можно считать продолжением его «Квартирника», связанного с творчеством Алексея Хвостенко – «фронтмена» российского андеграунда. Спектакль «Тень Города» посвящен Ленинграду-Петербургу. Хоть в нем и сосуществуют творчество Бродского, Довлатова, Курехина, Ахматовой, Достоевского. Хармса, Андрея Белого, группы «Ленинград», Натальи Медведевой, но все-таки этот спектакль сложно назвать «обобщением». Он, как и «Квартирник», является персональное ностальгией режиссера по конкретному времени, а именно - по его романтичной и бурной молодости времен «Рок-клуба», квартирников, призывов «умереть молодым», - то, что сейчас уже считается «классикой», «историей» и юношеским максимализмом – соответственно.

 

Основная часть действия происходит в засаленной коммуналке, где живут герои из самых разных литературных историй и времен: Неточка Незванова (Полина Воронова), Соня Мармеладова (Мария Иванова), Катерина Ивановна (Любовь Завадская), герои Владимира Шинкарева - Максим и Федор (Игорь Милетский и Константин Мухин), интеллигентные

неудачник Кобот (Александр Безруков), милиционер Пужатый, отлично сыгранный Вадимом Бочановым. Словом, все в сборе, даже спившийся алкаш Петр I (Сергей Соболев) притулился в соседнем кабаке. Все они, пришельцы из разных эпох, оказались едины в своей бомжеватой «непристроенности», - ни город, о котором здесь речь, ни его «ячейку» - коммуналку, - ни за что на свете домом не назовешь, Петербург в спектакле Смирнова - это бездомный город, не обласканный ничем и никем. Даже мизансцены выстроены так, что в них словно светятся сквозные «дыры», из которых на зрителя дует промозглый питерский ветер. Теневая сторона города показана в спектакле с неприкрытой иронией. Тень эта – не величественный сфинкс на гранитных набережных, а «затюканный» жилец коммуналки, пробирающийся в туалет со своим индивидуальным «стульчаком» руках. В такой непристроенности выход найден соответствующий - либо пить, либо петь, это как естественная необходимость. Смешивают водку с пивом так же легко, как Бродского с песнями Шнура. Надо   сказать, что вокальные, концертные номера - это лучшее, что есть в спектакле. Актеры хорошо поют уже почти забытые «На станции Токсово обнаружены волки», «А подмога не пришла», «С Ладоги лед» и другие. Собственно говоря, капустник о   Петербурге обретает настоящий «драйв» именно в моменты музыкальных «пауз». Увы, слишком уж «просвечивает» эта «номерная структура» в спектакле, между собой герои не связаны, что сразу же предательски высвечивает концертный жанр спектакля. Но сквозь «зазоры» и нестыковки в «Тени города» все-таки видна личность режиссера, который не делает «книксены» в сторону зрителя. Он рассказывает, по сути, о собственной жизни - ностальгирует и правдиво и нежно, порой грубовато и простодушно. При очевидных «неровностях» постановки, в ней есть та степень режиссерского неравнодушия, благодаря которой эта «Тень» все-таки оживает.