Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«В тени людей»
Пресса «Тень Города»
Автор: Герусова Е.//Коммерсант. 2010. 16 апреля.   

Театр «На Литейном» показал премьеру спектакля Романа Смирнова «Тень Города». В соавторах литературной основы постановки оказалось сорок восемь имен.

 

 

Список авторов — от Федора Достоевского до «парня, поющего «Подмогу» в переходе «Гостинки»». А между ними, без всякого ранжира: Александр Пушкин и Иосиф Бродский, Николай Гоголь и Саша Баширов, Сергей Курехин и Даниил Хармс, Олег Григорьев и Елена Шварц, Наташа Пивоварова и Александр Володин, Сергей Довлатов и Зинаида Гиппиус, Николай Некрасов и Майк Науменко... Начинаются «Тени...» с закадрового голоса Сергея Шолохова, читающего отрывок «Чужих снов» Татьяны Толстой. На сцене объявляется и сам Петр Первый (Сергей Соболев), нелепо энергичный и вполне потертый, для того чтобы как-то сродниться с обитателями литературной коммуналки.

 

Понятно, что коммунальная квартира в этом спектакле место не бытовое, хотя здесь и

передвигаются с собственными стульчаками (вроде как уборную) и с эмалированными

чайниками (вроде как на кухню). Спектакль играют на открытой и почти пустой сцене. В

глубине – установка ударника (Дмитрий Федоров) и место гитариста (Андрей (Худой)

Васильев). В этой коммуналке много и хорошо поют. И эти песни, как зонги в брехтовском

театре, становятся иногда лирическими, а чаще энергетическими точками сценического

действия. Но остаются при этом самоценными номерами. В партитуре спектакля главным

образом русский рок. Песня Умки «Они зовут его Раскольников, но я не верю им», «На

станции Токсово обнаружены волки» Наташи Медведевой. Или « С Ладоги лед» и «Гуляли

по Невскому бляди, их было много раньше в Ленинграде».

 

Наверное, во многом ради возможности все эти песни исполнить спектакль и создавался. И не случайно на афишах указано, что «Тени Города» сделаны той же командой, что и «Квартирник» — спектакль по песням Алексея Хвостенко. Но песни все же не самоцель, а сам спектакль никак не концерт «Поют драматические артисты».

 

Да, к переплетению текстов сорока восьми авторов можно было бы предъявить драматургические претензии. Однако не стоит. Театральный сценарий строился скорее по принципам  курехинской  «Поп-механики», где, как известно, было возможно соединение всего со всем, лишь бы было интересно. Так, на Литейном довлатовскис солдаты Гаенко (Сергей Колос) и Рябов (Савва Горлачев) могут спросить у Петра, как пройти к Эрмитажу, и очень лирично и печально спеть сплошь построенную на нецензурной лексике, но, в общем, трагическую «а подмога не пришла». В коммунальной квартирке должны жить и живут шинкаревские Максим (Игорь Милетский) и Федор (Константин Мухин), замечательно тщедушный интеллигент Кобот (Александр Безруков) и милиционер Пужатый (Вадим Бочанов). С ними запросто соседствуют достоевские Катерина Ивановна (Любовь Завадская), Соня Мармеладова (Мария Иванова), Неточка Незванова (Полина Воронова). Эти же персонажи, не оставляя своих образов, легко переходят, к примеру, на тексты Хармса или Белого. И уж совсем редкого в современном театре открытого общественного призыва спектакль достигает в сцене обращения к залу Мармеладова (Денис Пьянов) и Екатерины (Татьяна Тузова): они учат публику говорить «Нет!». Не голосовать за «Единую Россию», не смотреть сериалы. Екатерина обещает уничтожить башню «Охта-центра», «не тротилом, нет — одним испепеляющим взглядом». Ну это, конечно, уже пошел текст Татьяны Москвиной.

 

Узнавать реплики этого пестрого петербургского текста приятно, но не обязательно. Спектакль сочинен не как ребус из литературных героев и их авторов. Скорее — как коллективный и далеко не парадный портрет города. Он вовсе не о величии бесчеловечного петербургского мифа или о неприступности его имперской красоты. Реальные виды Петербурга появляются в бедной пустоте сцены перед самым финалом. На прозрачный экран транслируются немыслимо совершенные виды пустынных улиц, каменных львов, грифонов, ангелов. За экраном, плывущей ряби волн дергается какая-то пестрая дискотечная жизнь. В центре актриса Любовь Завадская с классицистическим спокойным торжеством читает петербургскую поэзию гибельной красоты. И совмещение хрупкости этой нелепой жизни и кажущейся вечной, торжественной красоты города вызывает-таки чувство восторга и печали. Авторы не скрывают, со временем город, конечно же, поглотит всех этих людей. Но «Тень…» именно о них, а не об этом мороке.

 

Завершается спектакль не столь наглядно явленным конфликтом вечного и временного, мертвого и живого, а исполнением песни Цоя «И если есть в кармане пачка сигарет, значит, все не так уж плохо на сегодняшний день». «Тень города», оказывается спектаклем о витальности и особой человечности маргинальной и авангардной культуры, которой ни петербургский миф, ни ленинградский воздух совсем не роковая помеха, а питательная среда.