Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Петербургский Театр на Литейном обошелся с Гольдони по-свойски»
Пресса «Слуга двух господ» Карло Гольдони
Автор: Егошина О.// Новые известия. 22 марта 2004 г.   

Самую известную комедию Карло Гольдони «Слуга двух господ» театр поручил молодому питерскому режиссеру Андрею Прикотенко. Гондолами в спектакле служат садовые скамейки, живые персонажи поют песни группы «Кино» и режут вены стеклышком. После этого счастливая развязка комедии выглядит неубедительно.

В сентябре в Петербург на фестиваль Театров Европы приезжал один из самых знаменитых спектаклей ХХ века — «Слуга двух господ» Джорджа Стреллера в постановке миланского театра «Пикколо» с самым знаменитым «Арлекином» — Феруччо Солери.

 

Не прошло и полгода, как вдохновленные Стреллером питерцы решились обзавестись своей версией комедии Гольдони. Выбор режиссера пал на Андрея Прикотенко, который дебютировал на малой сцене Театра на Литейном два года назад с довольно занятной и лихой версией «Царя Эдипа» Софокла. Вместе с однокурсниками — Ксенией Раппопорт, Тарасом Бибичем, Игорем Ботвиным — он положил античную трагедию на ритмы рок-музыки.

 

«Чтобы научиться воевать, надо воевать», — Андрей Прикотенко убежден, что недостаток мастерства можно компенсировать отвагой (недоброжелатели вполне обоснованно могут назвать ее наглостью).

 

Художник Эмиль Капелюш предложил довольно необычную Венецию из убегающего в глубину частокола палок с фонариками и длинных скамеек на колесиках, исполняющих обязанности гондол, на которых лихо разъезжают персонажи комедии. Из сценического пространства режиссер освоил только авансцену, где толпятся действующие лица и иногда мешают друг другу.

 

Режиссер пока не очень чувствует ритм и темп Гольдони, неоправданно растягивая одни сцены и комкая другие. К финалу он явно устает возиться с развязками сюжета: просто ставит финальную точку, отправляя команду молодоженов на гондоле-скамейке с глаз долой.

 

Режиссер и его команда восприняли текст Гольдони как площадку для игр и резвости, как своего рода актерские каникулы, где модно шалить и хулиганить. А хорошая компания важнее результата. Иначе трудно объяснить невыносимо плохие костюмы, созданные Олесей Гладышевой и Людмилой Григорьевой. Или выбор исполнителя на легендарную роль «слуги двух господ». Трудно ставить Гольдони, не имея исполнителя на заглавную роль.

 

Труффальдино играет настоящий итальянец Джулиано Ди Капуа, который довольно плохо владеет русским, еще хуже — приемами акробатики (из спектакля выкинуты все лацци и вычеркнута знаменитая сцена, где Труффальдино обслуживает за обедом обоих хозяев, демонстрируя чудеса ловкости). Так как линия «слуги» и его проделок отходит в спектакле Театра на Литейном на второй план, то любовная линия «хозяев» обретает особое значение.

 

Центром спектакля становится Беатриче Распони в исполнении Ксении Раппопорт (актрисы театра МДТ). Ее героиня, переодетая в мужское платье умершего брата, больше всего напоминает подростка, отчаянно старающегося выглядеть старше. Нарочито форсированный голос, срывающийся в фальцет, пальцы веером, как у «деловых взрослых», — эта Беатриче поразительно хороша собой, трогательна и одновременно задириста. Одна из лучших сцен спектакля — ее объяснение с Клариче (Мария Лобачева, актриса МДТ), чьим мнимым женихом она вынуждена представляться. Объяснив свой пол, Беатриче требует хранить ее тайну, и девушки заключают тайное соглашение, скрепленное по обычаю капелькой крови.

 

Удачные подробности, точно найденные детали встречаются и у других исполнителей «Слуги двух господ». Прежде всего у Тараса Бибича (Сильвио), Евгения Меркурьева (Панталоне), Вадима Бачанова (доктор Ломбарди).

 

Но в целом спектакль Андрея Прикотенко напоминает россыпь кубиков: распадается на сцены, детали, любопытные подробности, которые никак не складываются в целое. Разбудив фантазию артистов, режиссер пока не очень знает, что с нею делать и как ее ограничить.

 

Перефразируя классика, можно сказать, что «Слуга двух господ» в Театре на Литейном почти готов — осталось лишь его поставить.