«Играть все»
Пресса «Любовь и смерть Зинаиды Райх» В. Семеновского
Автор: Аминова В.// Театральный Петербург, №13(93). август 2005 г.   

В апреле в Театре «На Литейном» состоялась премьера спектакля по пьесе Валерия Семеновского «Любовь и смерть Зинаиды Райх». Эта пьеса о судьбе актрисы Зинаиды Райх, первой жены Есенина и последней — Мейерхольда. Имя Райх, когда-то оклеветанное и преданное забвению, до сих пор вызывает кривотолки. Но не только судьба Райх волновала постановщиков.

 

Этот спектакль о судьбах целого поколения художников, которые «как реку, суровая эпоха повернула», так писала Анна Ахматова.

Режиссер Игорь Ларин поставил спектакль в духе игрового театра: условное оформление, быстрая смена масок, острая характерность представляемых персонажей, музыкальность, балаганная удаль и задор. Актеры не пытаются перевоплотиться и сыграть Мейерхольда или Есенина, что могло бы выглядеть некорректно, они, как бы «представляют» своих персонажей, создают собирательные образы. Эти люди — поэты, художники, режиссеры, актеры, жившие в начале прошлого века, пишут стихи, пьют, ставят спектакли, создают свои «системы», любят, выясняют сложные сердечные взаимоотношения, участвуют в революции, играют. И все поколение «пьяных окаянной пляской» (опять же цитируя Ахматову) не замечает мрачной реальности эпохи, в которую живет. Заканчивается все трагедией: «суровая эпоха» обрывает игру и уничтожает людей.

Роль Зинаиды Райх исполняет актриса Елена Немзер. В начале спектакля ее героиня, как в игру, с азартом и энергией бросается сперва в политику: «с тринадцатого года в партии», потом неожиданное замужество с Есениным, потом в театральные опыты с Мейерхольда. Немзер не похожа на Райх — это не входило в замысел режиссера, — она похожа сразу на всех прекрасных женщин той эпохи, знакомых нам по немым фильмам и старым фотографиям, у нее то же по-особенному значительное лицо, очень светлые» говорящие глаза» и подкупающая улыбка. Эта «Райх» не конкретная женщина, бывшая подлой или доброй, талантливой или бездарной, она — миф о женщине, Муза, вдохновлявшая двух Художников. В ней есть все: то она покорная жена, невинно-лукаво приговаривающая: «Сереженька не велел»; то истеричная, неистовая примадонна, выживающая из театра более талантливую соперницу — Немзер беспощадна к своей героине, и водевильная истерика, которую «Райх» закатывает «Мейерхольду», вызывает отвращение. Немзер — актриса эксцентричная, почти гротесковая, она ведет свою роль в остром, шаржевом рисунке, но при этом сохраняя душевную наполненность и драматизм. В финале «Райх» сходит с ума и пишет свое роковое письмо Сталину, в этот момент она становится пронзительно искренна и беспомощна, и тем страшнее кажется печальный конец, на который обрек ее тот, от которого она так по-детски ждала помощи.