Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Жизнь прожить – не поле перейти…»
Пресса «Марьино поле» Олега Богаева
Автор: Завгородняя И.//PRO-сцениум. 2009. май. (интервью с Г. Ждановой)   

В заброшенной деревне, где покосились деревянные избы и скрипят колодцы-журавли, а луга из трав стоят нескошены, живут три одинокие старухи. По вечерам они ведут разговоры, иногда ругаются, потом мирятся, вспоминают прошлое и своих мужиков, не вернувшихся с войны, продолжая ждать и верить, что те когда-нибудь все равно и вопреки всему – вернутся.
Вечная история женского ожидания Мужчины, написанная драматургом, полна нелепых случайностей и странных встреч. Здесь поют и разговаривают коровы, мелькают лица из прошлого - виновники невозвращения возлюбленных, виновники нерождения новых детей, виновники не сложившихся счастливых судеб.
Тысячелетия существует человечество, и тысячелетия провожают на войну своих сыновей, мужей, отцов многие поколения женщин, провожают и ждут, ждут, ждут, ждут....



А начиналось все так. К художественному руководителю Театра «На Литейном» Александру Владимировичу Гетману пришла молодая, красивая девушка. В руках у нее было несколько пьес, которые ей хотелось поставить.
Через некоторое время в театре начались репетиции дипломного спектакля Галины Ждановой – выпускницы актерско-режиссерского курса СПбГАТИ.

И. З.: До недавнего времени все знали Галю Жданову как актрису. С чем связано обращение к режиссуре? Возникла неудовлетворенность актерской профессией?
Г. Ж.: Дело в том, что я училась и режиссуре, и актерскому мастерству у Вениамина Михайловича Фильштинского. У нас был актерско-режиссерский курс, где учился и Олег Еремин, который сейчас работает в Александринском театре актером и режиссером. В моем случае это тоже произошло не случайно. Но мне нужно было набраться опыта, и актерского в том числе, поиграть, наиграться. Я знала, что буду «прыгать шесть метров с шестом, но пока мои ноги несколько коротковаты».
И. З.: А сейчас доросла?
Г. Ж.: Сейчас я поняла, что у меня есть необходимость это сделать. Очень известный режиссер и драматург Клим говорит, что существуют некие идеи, которые требуют воплощения. Они ищут и находят тех, через кого бы им можно воплотиться. Я согласна с ним. Когда я почувствовала: во мне что-то зреет, мне необходимо воплотить то, что
внутри - стала искать пьесу…
И.З.: А искала именно в современной драматургии?
Г.Ж.: Относительно современной драматургии у меня был пробел, но я много читала и в результате нашла пьесу Олега Богаева «Марьино поле». Эта пьеса очень необычная, где-то наивная, где-то странная, в каких-то местах даже иррациональная. В ней много сюрпризов, неожиданностей, юмора в стиле Хармса. У меня ощущение, что эта пьеса – живая и, что с ней надо обращаться, как с живым существом: растить, любить. Мне очень интересно, какой будет реакция зрителей на наш спектакль.
И.З.: Как по-твоему, что такое Марьино поле?
Г.Ж.: Пьеса в черновиках называлась «Девичий источник». Среди действующих главных лиц – три столетние бабки, три женских архетипа, которых четко описал и почувствовал автор. Марьино поле – это поле, которое Марья должна перейти, и которое переходит. Помните, как у Пастернака: «жизнь прожить - не поле перейти»... Это и корова Машка – тоже не последнее «лицо» пьесы, которая у нас в спектакле будет представлена как целый хор коров, но я не буду раскрывать все карты. Надеюсь, что спектакль даст ответ на этот вопрос.
И.З.: Актрисы играют столетних старух. Что становится важным в их образах?
Г.Ж.: Это условность. На ста годах в этой пьесе завязано очень много – это век, эпоха, рубеж. Эта условность говорит о том, что героини отжили свой век, их век ушел. Хотя у нас будет очень жизнеутверждающий спектакль.
И.З.: Ты считаешь, что «Марьино поле» сегодня необходимо?
Г.Ж.: Ну, я бы не ставила его иначе. Для меня важен контакт со зрителем, важно, чтобы они не остались отстраненными созерцателями. В спектакле заняты одни женщины, режиссер тоже женщина, поэтому мне необходимо было уравновесить команду. Над спектаклем работает замечательный мужской состав: Юрий Васильков, Иван Благодер, Владимир Бычковский, Евгений Ганзбург, Георгий Пашин – ученик Владимира Фирера, а руководителем постановки стал мой мастер - Вениамин Михайлович Фильштинский.
И.З.: Режиссер – женская профессия?
Г.Ж.: Режиссер – это профессия, а женская или мужская – такой градации нет. Мужчин режиссеров больше – это априори, потому что у них есть определенный набор качеств. Но бывает и женщина настолько мощная как личность, как стержень, такая русская баба, такой режиссер всего пространства и всей своей жизни, которая всех «отрежиссирует».
И.З.: А ты – режиссер-диктатор?
Г.Ж..: Да, я – Великий Диктатор! Это шутка! (смеется). Меня учили, что требования должны быть прежде всего к себе. Иногда на репетиции я могу отпустить все на самотек – все идет как бы само собой, и часто в такие минуты рождаются неожиданные вещи. Невозможно придумать весь спектакль, лежа на диване. Питер Брук в своей книге «Пустое пространство» рассказывает, что он написал талмуд для репетиции, но когда пришел и «развел» артистов, то это оказалось так скучно, что он отложил все свои записи, и после этого началось ОНО - Живое общение, потому что актеры тоже многое диктуют. И.З.: Профессия актрисы не мешает тебе заниматься режиссурой?
Г.Ж.: Нет, профессия актрисы вообще никому и ничему мешать не может. Профессии актера и режиссера, во-первых, абсолютно разные и не могут друг другу мешать; во-вторых, абсолютно одинаковые в том, что и та, и другая предполагают постоянное развитие, обновление, как любая творческая деятельность. Я сейчас в начале пути и пока мне прекрасно живется. Я рада, что ставлю спектакль, хотя первый спектакль свой я поставила в шесть лет – это был блокбастер «Две лягушки и жук» (смеется). Но в профессиональном театре это первый опыт.
И.З.: Проблема молодой режиссуры существует?
Г.Ж.: Я по себе знаю, когда я ною и говорю, что не дают – это ерунда, потому что, когда я хочу – я горы ворочу. Когда я хочу, я делаю то, что мне надо и сразу появляются и предложения, и деньги, и актрисы находятся, которые увлечены, и люди, которые соучаствуют в замысле. Я везучий человек (стучит по дереву) и я благодарна всем, кто сейчас со мной. Но это все не бывает случайно, раз так все складывается – значит, нужно этому не мешать, а постараться поддержать, чтобы это все двигалось, двигалось, двигалось.
И.З.: Какими качествами должен обладать режиссер?
Г.Ж.: Это все индивидуально. Для меня важно не бояться идти на риск, не бояться, что ты будешь выглядеть глупо, не бояться пустоты, молчания, не бояться тишины на репетиции, хотя это очень тяжело.
И.З.: А твои режиссерские качества, которые позволили тебе осуществить постановку?
Г.Ж.: Во-первых, это намерение поставить определенный материал. Во-вторых, амбиции. В-третьих, нужно уметь брать ответственность на себя, нужно не бояться идти впереди. Но самое главное – это любовь и кайф от того, что ты делаешь!