Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Агитация за счастье»
Пресса «Марьино поле» Олега Богаева
Автор: Герусова Е. //Театральный Петербург. 2009. 1июля-31 августа.   

Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек. И  заброшенных деревень. В одной такой деревне живут три вековые старухи. Свою пьесу Олег Богаев называет небылицей. Но это и крестьянская притча! Точнее, ее попытка. И в пьесе, и в спектакле проблемы с финалом.

Драматург отмахивается от своих героинь, от лица смерти выдает старухе Марье дополнительные сто лет бабьей жизни. Но в вечную историю от этого «Марьино поле» не превращается: для таких обобщений здесь слишком много реалий именно что исторических, советских. Для притчи губительных. Режиссер финал пьесы меняет. В спектакле Галины Ждановой корова недоумевает: зачем старухам еще один век страданий? И это финальное «зачем?» с потрохами выдает философию совсем другого поколения. Сегодня трудно понять, как можно похоронить себя заживо в какой-то заброшенной деревне, в депрессивном, так сказать, регионе. Вот и поет коровий хор «я другой такой страны не знаю» уже с сурдопереводом.

 

Но ведь «Марьино поле» в лучшей своей части лирично, хотя и собрано из крепких шуток и грубоватых слов трех ярких, очень разных баб, которые и в мертвой деревне живее всех живых.

В театре «На Литейном» старух этих взахлеб играют Ирина Кушнир (Серафима), Полина Борискина (Прасковья), а роль старухи Маши в исполнении Елены Ложкиной - и вовсе одна из лучших женских ролей в уходящем сезоне. Эти бабы хоть затейливо, с фольклорным задором, ссорятся из-за пригоршни гречневой крупы и старого патефона, но в спектакле их мир лишен быта, и не столько беден, сколько аскетичен: серое дерево и железные ведра, 

они же - тарелки репродукторов. Лаконичная и выразительная работа художника Георгия Пашина. В спектакле есть замечательные находки. Например, сцена у Девичьего источника, куда бабы пошли омолодиться. А тайна вечной молодости оказалась скрыта в вечном рождении. На Литейном это показывают на алюминиевых ложках, складывающихся все в новых и новых безлицых человечков.

 

А история такая. Легла старуха Маша помирать, все чин чином, подруги на гробовую доску не пожалели отдать дверь от сортира. А другой-то не было. Но на следующий же день Мария воскресла, и вроде как приходил к ней покойный муж, который вовсе не умер. Долго, полвека – не меньше, идет Иван с войны. Но сейчас он уже близко-близко, едет на поезде с другими мужиками. Старухи отравились им навстречу. Идут через опустевшие поля, через осиротевшие деревни, и чем дальше в лес, тем больше дров. Встречается им всякая нечисть. Диктор Левитан на дереве, Гитлер в бане, Сталин на толчке. Но весь этот фарсовый агитпроп кажется в «Марьином поле» просто лишним и мелким на фоне простой вдовьей правды.