Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Пышка»
Пресса «Пышка» Ги де Мопассана
Автор: Ильинский А.// Зрительный ряд. 2006. № 13. 1-15 сентября   

«Пышка» на Литейном — сочинение задорное, почти капустное, где смешались Мопассан и Достоевский, канкан и «Камаринская», пафос и буффонада. Композитор Николай Орловский создал великолепное произведение в редком нынче жанре оперы-буфф. Пусть артисты «Литейного» не обладают выдающимися вокальными данными, но стихия актерства помогает им «доиграть» то, что не удается «допеть».

 

Теперь дело за музыкальными театрами — посоревноваться в мастерстве с драматическим. Музыка Орловского того стоит. (Как стоит доброго слова и оригинальный оркестрик под управлением Алексея Нефедова).

Опереточные армии французов и пруссаков ведут казалось бы «смеховую» войну. Веселое путешествие «беженцев» под пару-другую бутылочек божеле и закуску из фуагра напоминает воскресный пикник. «Оккупанты» вполне галантны. Даже зловещая музыкальная тема «нашествия» из Седьмой симфонии Шостаковича звучит пародийно: то «Дас ист фантастиш», то, в полном соответствии с эротической подоплекой новеллы Мопассана, в стиле баллад Шуберта — подчеркивая меланхолическую лиричность немецкого офицера (Е. Гришин).

И вдруг выясняется, что это не игра. Что милые «студенты с Моховой» в форме прусских солдат как-то уж очень достоверно начинают изображать озверевших «оккупантов». А дама легкого поведения мадмуазель Элизабет Руссе по прозвищу Пышка (Т. Тузова) обладает некими моральными принципами. И каждому приходится выбирать — «один за всех» или «все за одного». Как-то все неловко получается… Не так как во времена мушкетеров…

История падения Пышки — это история любого героического поступка в условиях отсутствия морали в обществе. В награду — не костер Жанны, а холод забвения. Всем неловко чувствовать себя чьим-то должником.

Но с каким мастерством автор либретто Валерий Семеновский закручивает интригу! Как неожиданно наступает развязка! А актеры с невероятной легкостью и изяществом переходят от французистой буффоности к российскому «переживизму». Но пусть некоторые повороты сюжета останутся в тайне. Вам, будущие зрители, достаточно помнить, что в театре, как в жизни, благородство и подлость могут легко поменяться местами.

Этот спектакль отличается легкостью дыхания. Его создатель находился в середине творческого пути. Он задавал вопросы, еще не ожидая конечных счетов…