Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Пышкины слезы»
Пресса «Пышка» Ги де Мопассана
Автор: Герусова Е.// КоммерсантЪ. 2006. 17 июля   

Театр «На Литейном» открыл очередной сезон. В афише в ранге премьерного, но уже номинированного на премию «Золотой софит» спектакля стоит опера-буфф «Пышка». Впрочем, считает Елена Герусова, никакие награды не перебьют другого неумолимого обстоятельства — спектакль оказался последним для главного режиссера Театра имени Ленсовета Владислава Пази.

 

«Пышку» в театре «На Литейном» выпустили под занавес прошлого сезона. Тогда спектакль успели увидеть немногие. После скоропостижной смерти режиссера рядовая, казалось бы, премьера превратилась в итоговую работу. Знаменитую новеллу Мопассана «переварил» для театра Валерий Семеновский. Музыку оперы-буфф написал композитор Николай Орловский. Театр «На Литейном»  для спектакля срезал сцену и построил оркестровую яму для живого оркестра. Художник Александр Орлов сочинил из нескольких, разъезжающихся на отдельные кабинки объемов трансформирующийся дилижанс. Мария Брянцева сшила остроумные пестрые костюмы с турнюрами из стеганых одеял. Одежда сцены по печальному совпадению вышла траурной, красно-черной.

На беглый взгляд от «Пышки» на Литейном остался только сюжет. Текст сочинен очень поверх оригинала. Куплеты зарифмованы иногда довольно случайно. Иногда с вкраплениями милого начитанному человеку хулиганства. Ну, вот, к примеру, вся руанская компания останавливается в гостинице «Милый друг», а друг народа Корнюде (Антон Сычев) пытается снискать расположение Пышки (Татьяна Тузова) рассказами о Достоевском. Корнюде, впрочем, оказывается вообще большим поклонником русской литературы и русской привычки страдать и выворачивать душу наизнанку. А, это понятное дело, выливается в музыкальный номер с куплетами и танцами. «Да, далеко мы ушли от Мопассана», — печально комментирует лицо от театра, в пьесе названное Одиноким полководцем (Игорь Милетский).

Но много или мало осталось мопассановской «Пышки» в Театре «На Литейном»  — это еще вопрос. В российской традиции в силе представление о «Пышке» как о сугубо морализаторской, очень серьезной новелле, где даже падшая, но простая девушка из народа оказывается куда нравственнее и принципиальнее лицемерных и коварных буржуа, аристократов и духовенства. Единственная оказывается способной как противостоять произволу немецких захватчиков, так и принести себя в жертву соотечественникам.

Пышка у нас — почти партизан.

Но французский оригинал затейливее и в общем гиньольнее. Даже оригинальное прозвище девицы Элизабет Руссе вовсе не такое милое, дословно она у Мопассана «Шарик жира». Так что абсурда в новелле побольше, чем социального пафоса. Достаточно того, что веселая руанская девица при одном только виде прусского солдата резко наливается ненавистью и ощущает себя исключительно непорочной девой.

В Театре «На Литейном» «Пышку» избавили от налипшей на нее в советское время вульгарной социологии, но по пути абсурда, и уж тем более обозначенного в новелле безнадежного столкновения природы и цивилизации, тоже не пошли. Для режиссера важнее оказалась игровая природа «Пышки». У спектакля два начала. Лирическое — грустная увертюра, которой дирижирует Одинокий полковник. И игровое — комический балет представляющий битву французской и прусской армии. Далее следует яркий и изобретательный дивертисмент музыкальных сцен, описывающий пассажиров дилижанса, изображенных довольно карикатурно, их путь из Руана и встречу в гостинице с романтичным немецким офицером, жаждущем Пышку, читающем Гете и пишущим письма «майн либен Гретхен».

«Пышка» существует по особым законам музыкального спектакля, где открытость игры и незатейливость эмоций оправдываются ритмом зрелища. И актеры прекрасно держат этот ритм, что само по себе достижение. Но свою игру Владислав Пази все-таки обрывает ради мелодрамы. В финале девицу Элеонору Руссе все использовали и отвергли. Она плачет, ее кабинка оторвалась от дилижанса и красиво кружится под густым театральным снегом, постепенно исчезая в сгущающихся за просвечивающим театральном занавесом сумерках.

Вряд ли Владислав Пази думал, что «Пышка» окажется его последней работой. Но формула режиссера в нем видна. Низких жанров не существует, публику нужно развлекать, только вот в финале обязательно сочувствие к герою. Будь то актер Фредерик Леметр, демимоденка Готье, несчастные влюбленные, больной мальчик или моветонная толстуха.