Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Митина Любовь». Театр «На Литейном»
Пресса «Митина Любовь» Ивана Бунина
01.11.2014 Автор: Эфендиева Н.//Pulse.2014. ноябрь   

Проза Ивана Алексеевича Бунина не то, чтобы становится чрезвычайно востребованной театром. Тем более, что хрупкие, почти невесомые бунинские тексты не так-то просто и инсценировать. Диалогов в них немного, а все действие кроется между строк и звучит на полутонах. Однако Андрей Сидельников, вслед за Ириной Керученко, поставившей «Солнечный удар» на Малой сцене Александринского театра, не испугался трудностей перевода прозаического текста в сценический и поставил в Театре «На Литейном» «Митину любовь».


 

Художник Мария Плаксина установила на сцене двухъярусный каркас, расчерченный прямоугольниками, и закрыла их матовыми стеклами. За ними, словно в театре теней, будут возникать размытые силуэты героев. Музыкальное сопровождение истории самое что ни на есть живое — благодаря настоящему пианисту, посаженному в правой части сцены. Заодно он выполняет функцию то аккомпаниатора в актерском классе, то тапера. Кроме музыки здесь есть еще и танцы. Точнее — хореографические экзерсисы, призванные пластически передать эмоции и чувства, овладевающие молодыми людьми. Легкая, воздушная Катя (Варвара Щербакова) манит, дразнит, очаровывает нескладного, угловатого Митю (превосходный Сергей Азеев), который смотрит на обожаемую девушку как на грезу. Однако режиссер не стремится развить внутреннюю трансформацию героев и все переводит на внешний уровень. Так, мучительные раздумья Мити о том, что есть любовь, становятся диалогом с «единственным настоящим другом его» Протасовым (Евгений Тележкин). Ведется же он в форме банального трепа (начинается вообще как рэп) между неопытным юнцом и видавшим виды мужчиной. И тонкость чувства исчезает.

 

Большая часть действия состоит из сценок из городской жизни. Преимущественно сатирического свойства. Во время урока директор хищно посверкивает глазами в сторону Кати. Катина маман надрывно исполняет романс Вертинского и пропускает на досуге рюмашку, другую. Выпускной экзамен больше похож на концерт самодеятельности. Отношения героев даются через детали, но все больше впроброс. Больше всего запоминается широкая белая лента, свисающая с катиных кос. Весь спектакль она будет трепетать перед глазами зрителей. А в финале тот самый директор поймает за нее юную девушку и подтянет к себе так, как кот обычно подтягивает пойманную мышь. Деревенские эпизоды даются быстро, скороговоркой. Из всей выпаленной словно из пулемета серии в памяти фиксируется сцена свидания по-быстрому между деревенской девушкой Аленкой, которую играет все та же Варвара Щербакова, и Митей. Плотская любовь представляется постановщикам и как неуклюжее и не очень ловкое катание и кувыркание двух, в общем-то, равнодушных друг к другу людей.

 

Андрей Сидельников растягивает короткий бунинский рассказ на полтора часа. И к концу спектакля кажется, что Митя совершает роковой выстрел не из-за случайной измены Кате, а значит и самому себе, а потому что просто устал находиться на сцене и решил покончить с этим одним нажатием на курок.