Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
Не смеяться было невозможно
Пресса «Мандат» Николая Эрдмана
29.04.2020 Автор: Екатерина Омецинская // https://spbdnevnik.ru/news/2020-04-29/tamara-larina-ne-boytes-svoih-vospominaniy   

На случившейся почти на пороге самоизоляции премьере постановки «Мандат» режиссера Дениса Азарова запомнилась продолжительная «немота» зрительного зала в на чале действия. Наши современники не сразу оценили язык и жанр спектакля по пьесе, написанной Николаем Эрдманом в 20-е годы прошлого столетия.

Но пусть не радуются любители разговоров об абсолютном устаревании литературных текстов ХХ века: когда первое действие перевалило за половину, восприятие изменилось. Оказалось, что история, касающаяся постреволюционной смены одних поведенческих и социальных стереотипов на другие, не знает временных границ. Сатира, выявляющая абсурдность людской суеты по приспособлению к реальности, вечна.

Анекдотический сюжет, водевильность, основанная на путанице, связанной с переодеванием, усиление режиссерской работой репризного строения пьесы и вечный конфликт посредственности и обстоятельств сделали свое дело.

Зрители театра «На Литейном» все чаще улыбались, затем в зале раздался смех, не смолкавший до самых поклонов. Действительно, не смеяться над туповатым Гулячкиным (Евгений Тележкин), выдавшим самому себе фальшивый мандат, над его дебелой сестрицей Варварой (Кристина Убелс) и ограниченной матушкой Надеждой Петровной (Тамара Шемпель), над ярой псевдопатриоткой Вишневецкой (Любовь Завадская) и лишенной чувства собственного достоинства служанкой Настей (Кристина Шелобкова) было просто невозможно.

Переделав то, что Мейерхольд называл бытовой комедией, в комедию черную, москвич Азаров не просто добился превращения исторически локального анекдота в сатиру, выводящую бессмертные типы, не умирающие и на постсоветском пространстве. Режиссеру также удалось выявить и подчеркнуть гоголевское начало текста «Мандата»: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь...» И хотя обывателей, верующих в то, что поедание капусты влияет на рост женского бюста, в отечестве сменили обыватели, уверовавшие в целительное действие имбиря на иммунитет, желания казаться кем-то значительным ради житейской выгоды, а не быть человеком вопреки сложностям жизни многим не занимать.