Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Потерянные в звездах»
Пресса «Потерянные в звездах» Ханоха Левина
Автор: Ратгауз М. 2001. апрель   

Присуждая премию за лучший спектакль и режиссуру, жюри «Золотой Маски», в котором, напомним, в этом году сидели такие «свои люди», как Юрий Хариков, Альберт Филозов и Алексей Левинский, сумело сделать то, что казалось уже невозможным, а именно предпочло реальное театральное впечатление политическим интересам и мелочному подсчитыванию золота, причитающегося по табели о рангах. В основе «Потерянных в звездах» Григория Дитятковского — пьеса израильского драматурга Х. Левина «Торговцы резиной», основательно перешитая Дитятковским, но вовсе не такая бульварная и плоская, как поспешно решили в Москве.

 

 

Кстати, по части быстрой прописки повезло и Дитятковскому, к которому быстро пришлепнули ярлык «академизма». Хотелось бы узнать, о какой Академии идет речь.

 

На сцене среди рядов огромных, бесшумно отворяющихся матово-серых дверей, которые вполне могли бы быть вратами рая, трое немолодых себялюбивых людей — двое мужчин и одна женщина — заняты друг с другом деловитой куплей-продажей. Их товар — близость и тепло, вещи очень трудные и пугающе не эвристичные, поэтому им напряженно ищутся точные финансовые соответствия. Пускаясь в ожесточенные биржевые спекуляции с любовью, они не способны уступить ни на шаг даже перед лицом дышащей в затылок смерти, жадно вдыхая анестезирующий воздух иллюзий. В глубине сцены — белая парковая скамья в театральном дыму, шум моря и желтые электрические лампочки, заменяющие звезды, среди которых потеряли себя герои. За каждым их шагом следят трое предупредительных и молчаливых ангелов с мягкими игрушечными крылами, которые сводят их и разводят, раздевают для бедных занятий любовью и упаковывают вещи перед отправкой на тот свет, в котором герою Сергея Дрейдена выдают велосипед для загробных прогулок. Все это приправлено номерами из Курта Вайля и добродушно-дурацкими цитатами из главной кладовки иллюзий, мюзиклов эпохи Басби Беркли, которые безмятежно поют и протанцовывают невозможность хэппи-энда.

 

 

Дитятковский, какой-то бархатный брехтианец, — специалист по театральной дистилляции, доводящий до ослепительной ясности и чистоты каждый жест и каждую интонацию. К главному предмету разногласий, великолепному в своей бессмысленности, — чемодану с кондомами (явное издевательство над самой идеей собственности), — он подходит как к испытательному объекту границ этой дистилляции. В результате выпаренные до кроющихся за ними высших смыслов слова «эрекция» и «презерватив» теряют всякую земную плоть и начинают мелодически звучать в его спектакле как «близость» и «одиночество». Горький и улыбчивый, сочувствующий всему, но ни к чему не относящийся всерьез, спектакль держится на легчайшей, но алмазно твердой структуре, — результате мастерства и зрелости его создателей — режиссера, художника (В. Фрирер), хореографа (С. Грицай) и актеров (Е. Немзер, С. Дрейден, В. Захаров), про каждого из которых хочется писать отдельно. После «Потерянных в звездах» можно утверждать, что в русском театре появилось новое крупное имя. «Среда. Ру» рассчитывает в ближайшем будущем подробней рассказать о Григории Дитятковском.