«В «Лесу» ни шороха случайного, ни слова»
Пресса «Лес» А.Н. Островского
Автор: Кирста Н.// Новосибирские новости. 1999. 30 декабря   

В «Факеле» давали «Лес». Островский в постановке Григория Козлова, в исполнении блистательной петербургской труппы театра «На Литейном». Два вечера с «Лесом» — достойное событие для любого фестиваля. Русский «Лес» русского драматурга в постановке русского режиссера.

Не грешите на шовинистические наклонности автора, просто речь пойдет о хрестоматийном образце той самой прославленной русской школы драматического искусства, где прекрасно сочетаются внутренняя глубина и внешняя выразительность, уважение к автору и адекватность самовыражения. Отличительная черта спектаклей Григория Козлова — тончайшая работа с мельчайшими подробностями. В спектакле ни одно слово не звучит «впроброс», ни одна интонация не является случайной, каждые пауза и движение оправданны и единственно возможны. По крайней мере, в такой святой уверенности пребываешь, наблюдая за происходящим на сцене. А происходит на сцене ох как долго, часа четыре как минимум, что, впрочем, обнаруживаешь, уже покидая зал. Спектакль идет под аплодисменты, заканчивается под вопли, особо слабонервные рыдают, что тоже хорошо. В общем, будете в Санкт-Петербурге, заходите в театр «На Литейном», не пожалеете. Его история звучит как легенда. «Изящный театральный зал оставался одним из излюбленных мест артистической богемы Серебряного века. Здесь творили художники „Мира искусства“: Лев Бакст, Иван Билибин, Борис Кустодиев. В поисках нового театрального языка экспериментировали молодые режиссеры: Всеволод Мейерхольд ставил „сенсационную трагедию из цирковой жизни“ — „Короли воздуха“, а Николай Евреинов — сологубовские „Ночные пляски“. Дивертисменты и танцы сочиняли балетмейстер Михаил Фокин и поэт Михаил Кузмин». Нужно заметить, что и сегодня именно в этом театре идут особенно замечательные спектакли особенно одаренных режиссеров современности: Галибина, Пази, Бутусова, Клима, теперь еще и Козлова. Кто знает, может быть, они впишутся в историю театрального искусства России такими же золотыми буквами, как их предшественники. Все предпосылки есть. Театр «На Литейном» на сегодняшний момент является образцом хорошего вкуса во многих отношениях. В плане творческого взаимодействия театра и режиссеров — это просто новое слово в российской театральной жизни. У театра есть художественный руководитель Александр Гетман, режиссер и литератор, не имеющий режиссерских амбиций. Худрук сам спектакли не ставит, худрук руководит художественным процессом: формирует репертуар, генерирует идеи, под репертуар и идеи ищет режиссеров… Конечно, труппа в театре, как говорится, коллекционная — любой режиссер рад поработать с такими артистами. Ситуация близкая к идеальной. Как объяснил сам Александр Гетман: «Таким образом, удается театру иметь кассовый репертуар, сохраняя при этом достойный уровень спектаклей, сохраняя театр-дом, не опускаясь до антрепризы». Причем формулу существования театра без художественного руководителя, а просто директор плюс приглашенные режиссеры Александр Гетман считает порочной — кто-то должен следить за уровнем и программой. Между тем замечательный худрук не собирается всегда руководить художественным процессом: «Когда я увижу, что у моего театра появился настоящий художественный лидер, тот, кто может называться главным режиссером, я уйду». Как пример Александр Гетман рассказал замечательную историю из грузинской театральной жизни: «В бедственном положении был знаменитый театр имени Шота Руставели: не было того самого художественного лидера. Известный грузинский искусствовед напросился на должность худрука и стал приглашать в театр молодых режиссеров, только закончивших институт. Два режиссера ему понравились. Он стал с ними работать. Режиссеры выросли, окрепли, худрук покинул театр. А режиссеров сейчас все знают: Роберт Стуруа и Тимур Чхеидзе». Может быть, в Питере в скором времени появится лидер такого уровня, как названные грузинские мастера. Это стало бы подарком не только для России.