КУПИТЬ билеты
«История в песнях»
Пресса «Квартирник. ХХвост – всему голова» А. Хвостенко
Автор: Тёмкина В.// http://www.mtfontanka.spb.ru/pro_stceniym/72_14/05.htm   

Премьера «Квартирник. ХХвост - всему голова» Театра на Литейном - это живое театральное явление, за счёт своей энергетики способное к дальнейшему развитию. Это не музыкальный спектакль и не просто концерт. «Квартирник» в исполнении актёров Театра на Литейном - это талантливо разыгранная маленькая жизнь, построенная на песнях Алексея Хвостенко. Жизнь идущая неровно, во многом несюжетная и оттого понятная не каждому зрителю. Люди, к фантазии не склонные, посчитают всё, что происходит на сцене, лёгким сумасшествием. Но всегда приятно почувствовать себя избранным и постараться понять.


Понятие «квартирник» знакомо не только жившим в 60-х – 80-х годах уже прошлого века. Но сейчас не близко, не рождает ностальгических ассоциаций и улыбки. Не трогает воспоминаниями о домашних концертах, на которых пели запрещённые и не очень песни. Где говорили то, что казалось правильным и честным, где читали новые стихи поэты, которые обычным людям казались «не от мира сего». Сейчас подобные концерты проводятся, они не забыты полностью. Но так как ушли в небытие исторические условия, то и квартирники потеряли особую атмосферу, превратившись в повод к общению и знакомству с разной музыкой в уютной обстановке. В театре говорят, что эта постановка не является попыткой повернуть время назад, но даёт возможность здесь и сейчас послушать в новой аранжировке песни, который пел легендарный авангардист Алексей Хвостенко или просто Хвост.


А.Хвостенко был на самом деле культовой фигурой ленинградского андеграунда 60-ых годов. Его стихи, выросшие на джазовых мелодиях, были известны в обществе людей медитирующих и живущих в атмосфере «всепьянейшего братства». Этот «Квартирник» - возможность отдать дань памяти и уважения человеку, который был и скульптором, и поэтом, и художником, и музыкантом и просто личностью неординарной. В 1977 году он эмигрировал во Францию, обвинённый, как и многие люди искусства, в тунеядстве. Но не прекратил творческой деятельности, не «исписался» и не порвал связей с родной страной. А. Хвостенко был вице-президентом Ассоциации русских художников во Франции, одним из издателей журнала "Эхо", автором нескольких книг, первым исполнителем знаменитой песни «Рай». Записал несколько музыкальных альбомов, в том числе и с группой «АукцЫон». В 2004 указом президента В. В. Путина получил российское гражданство, вернулся на родину и в этом же году умер в Москве. Остались его песни, его необычная, светлая поэзия. Его творчество – это фокусы со словом, театральное обаяние, восторг жизни и её же отчаянье.

…Накормить всю орду не хватило сил
Деру давай
Там где гаснет в ночи хоровод светил
Жизнь создавай
Будет манна с небес караван-сарай
Мама я хочу в такой веселый рай
Мама я хочу кутнуть на небесах
В рваных штанах

Так же легко, как сотворить собственное произведение, он мог подхватить заигранную мелодию и сделать из неё новую песню. Многие грани творчества Хвоста отражены и обыграны Театром на Литейном, и премьера воспринимается как подарок всем, кто ценит неформальное искусство.
Режиссер Роман Смирнов хорошо понимает особенности квартирных концертов и искусства периода 70-х – 80-х годов. Он дружил с известными музыкантами, такими как Александр Башлачёв и Сергей Курёхин, многими другими музыкантами знаменитого ленинградского рок-клуба. В составе различных музыкальных групп выступал на квартирных концертах, ездил на гастроли, на его стихи написаны песни. В 2002 году вышла его скандальная книга «Люди, львы, орлы и куропатки» - в том числе и о людях, с которыми свела его судьба. Сейчас Роман Смирнов редко выходит на музыкальную сцену, но реализовывает своё прошлое в театральных сочинениях.


Мы видим жизнь компании друзей-соседей – людей, которые вместе и пьют, и поют, и мечтают о лучшем бытии. И эта атмосфера на сцене расцветает силами молодых актёров, прекрасно поющих такие разные песни. В постановке сплелись реальное и ирреальное, безвременье и советская действительность, романтичное и страшное. Важно было схватить самое главное в поэзии А. Хвостенко и преподнести зрителю. И зрителю чаще всего знающему. Песни Анри Волхонского, с которым чаще всего в соавторстве и творил Хвост, написанные на бумаге не перестают быть песнями, и проговоренные как текст, не теряют объёма. И на смехе, на улыбке созданные, звучат.

 
Роль связующей нити всего театрального повествования сыграла актриса Анна Екатерининская. По замыслу она догматичная и скучная девушка-экскурсовод, которая как будто бы ведет зрителей по городу, часто сбиваясь на мистические образы, бредовые высказывания и воспитательные тирады. Мистика вообще сопровождает каждый шаг персонажей своеобразной музыкальной пьесы. Действие кружит из комнат абстрактной квартиры на улицы города, песня следует за песней. Часто трудно проследить, где начинается новый сюжет, почему звучит именно такая песня, а не любая из многих других.

 
Юноши непрезентабельного вида вдруг становятся апостолами Петром и Павлом. Милая хозяйка домашнего очага возникает из двери шкафа, и поёт на оперный манер знаменитую песню «Рай». Скромная скрипачка оказывается готовой сыграть главную партию и спеть песню «Могила» на самую известную еврейскую мелодию.

Одна могила
Одна могила
Одна могила
Примет меня

В могилу рано нам
В могилу рано нам
В могилу рано нам
Рана моя

Перерождение – это общий лейтмотив постановки. Известные мелодии вырастают в новые песни, вещи и музыкальные инструменты составляют необычные сочетания. Превращения из обывателей в людей другого мира, необъяснимых существ или животных происходят постоянно. Создается впечатление, что все обитатели и гости квартиры хотят увидеть изнанку мира, найти ответ на все вопросы и выплыть снова в привычную действительность. Важным достижением можно назвать юмор, с которым преподносятся серьёзные мысли. Самоирония каждого персонажа, будь то алкоголик или интеллигент, добавляет «Квартирнику» очарования.

 
Главная радость, которую приносит «Квартирник» - это всё-таки песни и их исполнение. Автор аранжировок и ответственный за музыкальное оформление Дмитрий Фёдоров не нарушил гармонии песен А. Хвостенко, а обогатил их ещё одним прочтением. Пусть часто спектакль сбивается на концертность, на лирическое и эмоциональное исполнение, он не лишается театральной составляющей. Это театр, который воздействует не только на слух, но и на зрение. Склеить вместе различные по стилистике тексты, прочувствовать вместе с актёрами всё наивное удивление перед миром строчек Хвоста – это задача была выполнена.


Реакция на увиденное, как всегда, неоднозначна. Для многих «Квартирник» - это загадка без отгадки. Пугает, настораживает, но и завораживает. Иногда действие кажется собранным их кусочков, которые распадаются в руках, потому что не хватает клея. Переходы не ясны, сюжетность крайне условна. Возможно, виной всему желание поместить в короткие два часа разные проявления творчества легендарного автора.

 
Постановка полна до краёв музыкой, текстами и актерской игрой. Видно, что актёрами и музыкантам группы «Soundscript33», которые помогают созданию «Квартирника», нравится то, что они строят на сцене. Чуть-чуть бешеного веселья и страха, капелька тоски, гитара и чайник с вином рождают энергетику, которую редко где можно почувствовать. В конце артисты садятся за длинный стол, покрытый белой скатертью, вино разливают в стаканчики и предлагают зрителям. За дружбу и за искусство, в память человека-легенды Алексея Хвостенко.