«Молодые и злые»
Пресса «Отцы и сыновья» Брайана Фрила, Ивана Тургенева
23.11.2016 Автор: Алла Игнатенко // Мusecube   

Классика, которую мы проходили в школе, неотрывно следует за нами всю жизнь. В классе восьмом мы проходили роман Тургенева «Отцы и дети» о нигилисте Евгение Базарове, отрицающем всё и вся. Это произведение редко ставится в театре, но вот главный режиссер Театра «На Литейном» Сергей Морозов, сменивший на этом посту Игоря Ларина, решил исправить эту несправедливость.

 

12 и 13 ноября состоялась премьера спектакля на вечные темы. Как сейчас нужно ставить спектакли по классическим текстам, чтобы заинтересовать зрителя? Секрет успеха прост — нужно всего лишь немного изменить названия и добавить интриги. Так и получилось — спектакль получил название «Отцы и сыновья», а всем желающим прикоснуться к прекрасному не хватило мест.

 

Сергей Морозов решил точно придерживаться текста — любители и блюститель классики останутся довольны. Николай и Павел Кирсановы («отцы») аристократичны и благородны, отличаются безупречными манерами, выверенными годами. У них есть слуги, которые подают еду и решают все вопросы по дому. Да, возможно, их представления о мире устарели, но жизненный опыт позволяет смотреть на вещи здраво. И они даже не подозревают, что совсем скоро их мир, их Россия, полностью изменится, и Александр Второй — Освободитель даст крепостным крестьянам условную свободу.

 

«Дети» Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов, как и положено в их возрасте — молодые наглецы, они смело смотрят в будущее, обезоруживающе уверены в себе. По из мнению, традиции их предков и традиционный уклад в жизни необходимо разрушать! Впрочем, ничего нового они по сути не предлагают. И отталкиваются только от того, что их отцы неправы.

 

Любопытно оформление сцены. В вечер приезда любимого сына и племянника Аркадия в доме Кирсановых накрыт роскошный стол. Но Евгений Базаров то и дело сбегает в тесную и темную комнату, закрываясь от мира. Там он придается размышлениям о судьбах России, и покрывает стены своими любимыми формулами. Ведь он — подающий надежды молодой врач, лучший на курсе, по утверждению его друга Павла.

 

Базаров отрицает и отвергает не только устои предков, но и чувства. В начале спектакля, когда молодые люди только приехали в имение Кирсановых, Евгений цинично пишет на стене имена барышень, которых можно было бы соблазнить. Никакой любви, никаких привязанностей — только расчёт и бесчисленные цифры и формулы. Но и эта твердая установка убежденного нигилиста разбивается о красоту и загадочность прекрасной Анны Одинцовой. И поиск столь желанной свободы тоже закончится впоследствии ничем.

 

Спектакль помог осознать, что классические произведения воспринимаются по-разному по мере взросления. В детстве казалось, что главные герои — борцы за свободу, которые ищут собственный путь и не хотят идти по стопам родителей. Но сейчас возникает ощущение, что отрицание опыта старших — это всего лишь отрицание. Евгений и Аркадий хотят «изменить Россию», как со смехом говорит дядя Аркадия, но в сущности ничего о ней не знают. Нигилисты не имеют представления о том, как живёт простой российский народ, для которого они хотят лучшей жизни. И все же такие вот «молодые и злые» и совершают революции, и входят в историю навсегда. За переосмысление классики спасибо Сергею Морозову и всей труппе.