Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Убил отца, женился на матери»
Пресса «Эдип-царь» Софокла
Автор: Б.а.// Выборгские ведомости. 2002. 13 сентября   

Премьера «Эдипа» в постановке молодого режиссера Андрея Прикотенко прошла нынешней весной и вызвала бурные отклики. Спектакль по древней пьесе рецензенты на- звали «одним из самых живых и современных» в культурной столице, сыгранным «с фантазией и блеском».

 

В итоге «Эдип-царь» выдвинут на высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой Софит» сразу в трех номинациях: лучший режиссер (Андрей Прикотенко), лучшая актриса (Ксения Раппопорт) и лучший спектакль.

 

Эта постановка осуществлена творческим коллективом в рамках нового проекта под на- званием «Мастерская Театра на Литейном». «Мастерская» — в смысле творческая лаборатория, в которой будут рождаться новые замыслы, новые художественные идеи. Свои первые шаги мастерская решила сделать, надев древнегреческие котурны.

 

Судьба Эдипа — классический для античной драматургии кровавый сюжет, который и сегодня потрясает своей безжалостностью, чередой трагических неожиданностей, преследующих героев. Эдипу выпало — испытать на себе всю тяжесть Рока. Эту историю о Судьбе и человеке рассказывают трое молодых актеров Ксения Раппопорт (актриса Малого драматического театра), Тарас Бибич и Игорь Ботвин под аккомпанемент этни-ческой музыки и современные ритмы.

 

— Проблема трагической вины, — говорит режиссер спектакля Андрей Прикотенко, — эта тема первого разговора с артистами. Первый вопрос, который задал мне исполнитель роли Эдипа: «А сам он виноват или нет?» Этот вопрос будет задавать и зритель, и это — самое интересно в роли. Представляете, какой ужас — понять, что ты живешь с собственной матерью и убил собственного отца?! А самое ужасное — понять, что ты в этом не виноват…

 

Отвечая на вопрос, что было важнее — приблизиться к эпохе, породившей пьесу, или прочитать ее с позиций наших дней, режиссер сказал:

— Зачем стараться привести все к единой формуле? Есть история, сочиненная Софоклом. Он что-то имел в виду, и мы пытаемся понять то, что он написал. Но и себя не забываем. В результате получается некий третий мир, который может сочетать в себе и то, что есть у Софокла, и то, что есть у нас. Эта фантазия, наша фантазия на темы этой пьесы. В древнегреческом театре были маски и котурны. У нас артист встает на камни, которые будут напоминать котурны, один раз. Можно сделать так всю сцену, можно — весь спектакль, но главное — спектакль не должен быть скучным. Реальность, которую мы создали, не будет иметь буквального отношения к тому, как игралась пьеса во времена Софокла, и вместе с тем не будет назойливо современна…