Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Старая новая драма»
Пресса «Антигона» Софокла
Автор: Скорочкина О.// ПТЖ. №4 (42).; Вечер. 16 октября 2005 г.   

Санкт-Петербург, Литейный проспект. «Антигона», реж. Андрей Прикотенко. По мне, так основным театральным ньюсмейкером этой осени — говорю безо всякой иронии — является… Софокл. Живший в четвертом веке до н. э.

 

Он, разумеется, не удовлетворяет требованиям «Новой драмы»: «Мы будем работать с авторами, которые живы и чьи пьесы написаны в последние десять лет». Как повезло Есиненку и как не повезло старику Софоклу. «Антигоне» и «Царю Эдипу»… страшно подумать сколько лет. Веков. Тысячелетий. И Софокл явно не числится в списке живых. Что не мешает его текстам звучать, словно грому небесному. То есть являться самыми настоящими ньюсмейкерами.

 

Его трагедии корреспондируют с новейшей русской реальностью, как никакая новая драма не перекликается. Не просто открывают окно в действительность, но ступают по этой действительности, как по зараженной территории, ответственно и бесстрашно… Без симулякров и попсовых подтанцовок.

 

Я догадываюсь, что веду себя как тетушка Настасья Ивановна из булгаковского «Театрального романа»: «Разве уж и пьес не стало? Какие хорошие пьесы есть. И сколько их! Начнешь играть — в двадцать лет всех не переиграешь. Зачем же вам тревожиться, сочинять?» Когда читаешь Софокла — и впрямь недоумеваешь: зачем же тревожиться? Когда так потрясающе все сказано. Если кто хочет со сцены рассказать, «что же будет с Родиной и с нами», лучшего текста не найти.

 

«Антигона» — тоже, можно сказать, «агонизирующий монолог девушки», говорящей нет городу и миру. «Так расскажи, кто отец твой и мать? Что нам о родине скажешь?.» Тоже протестное сознание и молодежная контркультура. Она не изображает жертву, не симулирует драму, а является ею и несет ее в себе. И не обвиняет «папу» в развале родины, а жалеет Эдипа. «Родной! Как ты несчастен!».

 

Тут готовы «страданий море переплыть». И похоронить непогребенных. И омыть умерших. Не подчиниться силе, протянуть руку слепым и слабым и услышать голос судьбы. Как и в «Новой драме», здесь поднимаются вопросы политики, войны. Антигона тоже могла бы воскликнуть: «Папа, я непременно должна сказать тебе что-то». И ей, в отличие от героини театра «Практика», есть что сказать. Папе, согражданам. И Богам.

 

Софокл дал слова и голос новейшей русской реальности. А Андрей Прикотенко с молодыми артистами совершили ответственный авангардный поступок: озвучили его голос со сцены.

 

Они угадали мелодию, в которой может быть прочитан его стих: ровно-бесстрастная и испепеляюще-страстная одновременно, горестная и сухо-ироничная. Они нашли ему форму сценического движения: чеканную и живую, строгую и расхристанную… Они угадали стиль: в нем есть архаичная монументальность и постиндустриальная взрывчатость. Это мир накануне катастрофы — и после всех катастроф. Текст Софокла слушаешь, будто читаешь новости в Интернете, в независимых, разумеется, изданиях, скажем, на сайте «Ежедневного журнала» (не путать с ЖЖ!) или «Gazeta. ru.».

 

А кто здесь правит, царь или народ? Царь всей страною правит из столицы. Зачем же гневу поддаваться вновь? Какая польза родину разрушить?! Увы, как плохо, коль судья неправо судит… Но тем, которых потрясен по воле Божьей дом, Не избежать сужденных бед! Что избавит от скорби и упадка город твой? Твой приговор на град навел болезнь…

 

Ей-богу, древнегреческая трагедия звучит сегодня практически в стиле non-fiction.

 

Этот древний текст замечательно, цельно, артикулировано, страстно и потрясающе современно сыгран в спектакле Театра на Литейном. На мой взгляд, этот спектакль — сильнейшая театральная новость, распахивающая фортки и двери не только в глубь веков, но — без вульгарных намеков, хитрых аллюзий, эзопова языка — прямиком в сегодняшнюю русскую историю. То есть, беседуя с прошлым, ведут разговор с настоящим. Современные актеры играют древний, казалось, глубоко заархивированный файл древнегреческой трагедии изумительно ясно. «Все, о чем вы хотели, но боялись спросить…»

 

«Ужасных бед круговорот» осознан ими и как кровавое колесо древнего мифа, и как страшно современная драма. Ступив вслед за ними на территорию древнегреческой трагедии, мы попадаем на облученное поле отечественной истории. Сегодня, боюсь, только Софокл может тягаться на равных с ее ньюсмейкерством.