Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Схожу в Аид. Надеюсь, там я в радость буду»
Пресса «Антигона» Софокла
Автор: Ким А.// www.geometria.ru. 4 августа 2005 г.   

Всем известный со школьной скамьи Островский (тот самый, который написал «Грозу») частенько присутствовал на спектаклях, поставленных по своим пьесам в Александринском театре. Во время спектакля он не сидел в зрительном зале, а ходил за кулисами и приговаривал: «хорошо, хорошо…».

 

Многие наивно переспрашивали: «хорошо играют?», на что он спокойно заявлял: «нет, хорошо написано!». Если Софокл (древнегреческий драматург, умерший уж очень давно) совершенно случайно оказался бы в недрах театра на Литейном, он бы, вероятно, тоже одобрительно кивал, слушая ладный перевод своей превосходной трагедии.

 

Ничто не испортит хорошо написанное произведение — можно только попробовать его перечитать, осмыслить глубже или дать неожиданную трактовку. Ничего из перечисленного на малой сцене театра на Литейном не получилось. Сколько раз смотрела — каждый раз хотелось просто закрыть глаза и слушать.

 

Слушать и наслаждаться текстами Софокла в озвучивании Ксении Раппопорт с ее глубоким голосом и Марии Лобачевой с ее бесконечной мелодичностью шепота. Когда Антигона-Лобачева тихо-тихо произносит: «Схожу в Аид. Надеюсь, там я в радость буду», в сердце что-то покалывает и не верится, что может быть сказана фраза трагичнее, чем эта. Можно даже разучивать наизусть целые предложения и диалоги.

 

С закрытыми глазами — тон, ритм, громкость голосов оказываются достаточными в данной ситуации для воссоздания атмосферы. Пару раз стоит, конечно, открыть глаза и взглянуть на скользнувшие с небес стрелы, на подвешенную стену, в окошках которой так легко появляются и пропадают величественные девы, на самих дев, чье присутствие на сцене, конечно, приятно наблюдать, но выглядят они немного потерянно и отчужденно.

 

Этот спектакль, явившийся вслед за нашумевшим «Царем Эдипом», явно отстает от своего предшественника и подсыхает без живительной влаги. Его стоит посмотреть до или после «Эдипа» и задуматься, почему в столь похожих спектаклях одного режиссера (родственная драматургическая основа, один и тот же ведущий состав) получается столь различный результат. Вероятно, стоит избегать повторений. Пусть даже столь изящных.