Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
«Трилогия в двух частях»
Пресса «Антигона» Софокла
Автор: Литавридзе Е.// Бизнес сегодня. Ноябрь 2004 г.   

Софокл — не самый простой автор для современного театра. В его пьесах подчас слишком много гипертрофированной трагедийности и вселенского пафоса и отголосков усталых консервативных мифов. Андрей Прикотенко знает, как преподнести Софокла необычно — с затеями, аллюзиями, юмором — и не растерять при этом величавости замысла.

 

В юбилейном сезоне Театра «На Литейном» режиссер намерен продолжить свой рассказ о вечных героях древней истории в новом спектакле «Антигона».

 

— Идея «Антигоны» родилась одновременно с «Эдипом-царем»? Насколько похожи будут спектакли с точки зрения стилистики?

 

— Идея «Антигоны» последовала за «Эдипом-царем», но не сразу, а через какое-то время. Мы решили, что должны заниматься всем «Фиванским циклом». И новый спектакль по стилистике станет логическим продолжением «Эдипа-царя». Весь цикл представлен в двух частях: первая часть — «Эдип-царь», вторая часть — «Антигона», которая состоит из двух пьес Софокла: «Эдипа в Колоне» и «Антигоны». Эти два спектакля можно играть как по отдельности, так и вместе. Они стилистически едины.

 

— В «Эдипе-царе»очень хорошо чувствовалась некая необъяснимая связь между временами… Будет ли подобное в «Антигоне»?

 

— Вся история «Фиванского цикла» — это история исчезновения города Фивы с лица земли. Исчезает род, о котором идет речь — братья, сестры, отец, мать… Сегодня, когда прошел уже такой огромный временной промежуток, мы получаем обломки той цивилизации, мощной и сильной, — уже в этом есть соединение старого и нового. Я думаю, по какой-то такой логике в «Антигоне» будет сосуществовать древнее и современное. Как если бы в финале случилось так, что город исчезает, уходит, и остается пустыня, пропитанная кровью человеческой, — пустое место, на котором всего лишь несколько обломков. В этой ситуации и мы с Вами можем оказаться, в качестве туристов…

 

— Вы с легкостью уходите от буквальности, пересказывая действительность путем искусного препарирования символов. Так происходит, в частности, в «Эдипе-царе». Вы делаете это сознательно?

 

— Материал специфический, и он сам по себе предполагает какую-то поэтику. Обычная речь записана в ритме стиха, типы и характеры, о которых идет речь, несколько поэтизированы. Проблемы, которые возникают, оторваны от бытовой плоскости — они больше направлены в сторону неба, в сторону космоса. Нам, к примеру, не важна буквально кровь, — это могут быть лепестки. Они несут в себе больше, чем просто кровь. В пьесе всегда есть ряд физических актов. Например, в «Эдипе-царе» мы видим, как человек выкалывает себе глаза, совершает акт самоповешения или же акт любви. Все это должно быть как-то сделано, должна быть оторванность от простых животных ощущений. По этой же логике в «Антигоне» будет преобразована вся та часть, которая связана с физическими актами.

 

— Кто играет в «Антигоне»?

 

— Актерский состав, по сравнению с «Эдипом-царем», расширен Тремя артистами не обойтись Там есть все те, кто играет в «Эдипе-царе», и еще Маша Лобачева в роли Антигоны (она также играет у нас в «Слуге двух господ»). Николай Прыгунов — молодой артист Театра на Литейном, Джулиано ди Капуа в роли Тесея, один из студентов мастерской моего учителя Вениамина Михайловича Фильштинского и один приглашенный актер.