19 и 20 ноября в Санкт-Петербургском государственном театре «На Литейном» прошла премьера спектакля «Антигона» в постановке Андрея Прикотенко. Идея поставить весь «фиванский цикл» Софокла включающий в себя три трагедии, родилась у режиссера еще несколько лет назад.
Первая трагедия «Эдип-царь» была поставлена Андреем Прикотенко еще в 2002 году. Тогда же спектакль стал лауреатом петербургской театральной премии Золотой софит«в номинации «Лучшая работа режиссера», а в 2003 получил Золотую маску». Новый спектакль, хоть и называется «Антигона», объединил в себе две трагедии — «Эдип в Колоне» (I акт) и «Антигона» (II акт). По словам режиссера, его «фиванский цикл» — это «трилогия в форме дилогии». Необходимость досказать историю Эдипа и его детей, по мнению Андрея Прикотенко, обусловлена тем, что современное ему поколение осознает себя примерно так же, как поколение Антигоны. Режиссер уверен в том, что это поколение не потерянное, не утерявшее способность говорить о духовности. — Мы хотим понять, кто мы, говорим о мире, над которым висит угроза катастрофы, и говорим о том, что есть в этом мире свет и надежда. Надежда и оптимизм в том, что мы сумели остаться людьми, у которых есть немелкие понятия об этом мире и немелкие счеты с жизнью — говорит Андрей Прикотенко. — И меня на самом деле разбирает гордость за нашу работу и от того, какие мы там вырабатываем высказывания. Мне кажется, что это должно быть созвучно нашему поколению. Спектакли «Эдип-царь» и «Антигона» имеют много общего. Не говоря уже о том, что в обеих трагедиях задействованы одни и те же герои (которых играют одни и те же актеры), эти спектакли похожи и по стилю. — Те исследования, которые мы делаем в новом для нас материале, многое проясняют в ’Эдипе-царе«. То, как мы сейчас работаем над «Антигоной», не сравнить с тем процессом работы, который был в «Эдипе». Мы уже владеем какими-то навыками. Мы выработали ключ к античному материалу, и нам интересно работать в этом ключе. Андрей Прикотенко осовременил и оживил древнегреческие трагедии, переодел героев в джинсовые костюмы и даже немного изменил сюжет (например, в спектакле нет Эвридики, жены Креонта), при этом сохранив оригинальные тексты. В отличие от «Эдипа-царя», где три актера управляются со всеми персонажами пьесы (Игорь Ботвин, Ксения Раппопорт, Тарас Бибич), в «Антигоне» задействовано больше актеров (Игорь Ботвин, Мария Лобачева, Ксения Раппопорт, Тарас Бибич, Николай Горбунов, Антон Васильев, Джулиано Ди Капуа). В ходе развития сюжета «Антигоны» свершается последний шаг на пути к гибели города-государства, Однако, как считает Андрей Прикотенко, спектакль должен быть оптимистическим. — «Эдип в Колоне» заканчивается войной, — рассказывает режиссер. — «Антигона» же начинается с того, что война закончилась, это послевоенное время, Но мне не война интересна, мне интересны души человеческие. Люди все время живут в состоянии войны. Нам интересно, что творится в душах людей, что в итоге приводит к войне, к тому, что родные люди начинают хвататься за оружие и убивать друг друга. Судя по успеху «Эдипа-царя», новый спектакль просто не сможет остаться незамеченным, Конечно, любая премьера вызывает интерес общественности и прессы, но если спектакль необычен с художественной точки зрения, если он гармонично сочетает в себе современность с античностью, если в нем играют хорошие актеры и впечатляет режиссерская работа, то интерес к такому спектаклю не угаснет и через несколько лет после премьеры. |