«У Театра «На Литейном» вся жизнь впереди»
Пресса «Вся жизнь впереди» Эмиля Ажара
Автор: Карпеева М.// Бизнес сегодня, №4 (52). апрель 2005 г.   

Эмиль Ажар — это литературная мистификация Ромена Гари, известного французского писателя XX века. На склоне своих лет Гари осознал, что все, что он мог написать, — уже написано, а все свои награды он уже получил. За книгу «Корни неба» об истреблении слонов в Африке его удостоили Гонкуровской премии, которая присуждается писателю только один раз в жизни.

И вот в 70-е годы писатель-реалист создает своего двойника, Эмиля Ажара. Первым его произведением под новым именем стал роман «Голубчик», вышедший в свет в 1974 году и тут же завоевавший широкую популярность французского читателя. Однако настоящая слава пришла к Ажару годом спустя, после выхода романа «Вся жизнь впереди». Это простой и человечный рассказ об «униженных и оскорбленных» XX века, за который писатель получил вторую в своей жизни Гонкуровскую премию. Мистификация оказалась настолько удачной, что раскрыта была только после самоубийства Ромена Гари, когда в свет вышла его посмертная публикация «Жизнь и смерть Эмиля Ажара».

Но и теперь, по прошествии тридцати лет — роман «Вся жизнь впереди» был написан в 1975 году — интерес к книге не угасает. «Тема, которую затрагивает автор, а вслед за ним ведет драматург и подхватываем мы, — рассказывает Анатолий Праудин, — очень актуальна сегодня: это тема необходимости сохранения человеческого достоинства, как бы трудно жизнь не складывалась. По-моему, сегодня об этом надо говорить, и это особенно актуально для нашей страны, где отверженные — это не отдельный квартал несчастных эмигрантов, а вся страна представляет собой сообщество отверженных людей. И именно в этой ситуации необходимо оставаться человеком и сохранять основополагающие свойства души».

Главный герой пьесы, мальчик Момо (Олег Абалян, студент СПбГАТИ), живет у пожилой еврейки мадам Розы, хозяйки пансиона для детей проституток (Ольга Самошина, заслуженная артистка России). Она не знает своих родителей, но мадам Роза практически заменяет ему мать. Их история так же, как и история всех остальных героев пьесы, очень печальна, даже трагична. Однако у Момо вся жизнь впереди — а значит, надежда все-таки есть. Перед ним стоит трудная и почти невыполнимая задача — быть счастливым. После прощания с мадам Розой начинается новый этап жизни Момо — теперь уже не десятилетнего мальчика, а взрослого человека.

Спектакль поставлен в духе минимализма — на сцене появляется несколько актеров, декорации не меняются на протяжении всего представления. На заднем плане старый черно-белый телевизор крутит кадры из кинофильмов «На последнем дыхании», «От пяти до семи» и «Девушка моей мечты». Куклы, разбросанные по всей сцене, изображают не то кукол, не то людей, не то предметы обстановки. Все действо происходит в свете красных прожекторов — это интересный ход, благодаря которому достигается и усиливается угнетающее воздействие на зрителя. Этот спектакль стоит того, чтобы его увидели, хотя впечатление от просмотра могут быть самыми разными — не зря же пьеса названа трагикомедией.

Нынешняя премьера, как и положено, собрала и продолжает собирать полный зал. Но очень скоро зрители смогут увидеть еще один новый спектакль — «Любовь и смерть Зинаиды Райх» по одноименной пьесе Валерия Семеновского. А это значит, что у Театра «На Литейном» вся жизнь впереди.