Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты

Пресса по темам:

«Боже, храни полярников»
Пресса «Антарктида» Ульяны Гицаревой
01.11.2016 Автор: Мария Кингисепп // Инфоскоп   

В Театре на Литейном вышел отличный, совершенно неформатный спектакль про полярников «Антарктида» по пьесе Ульяны Гицаревой. Это высокохудожественное и ультрасовременное, волшебное, как северное сияние, и чистое, как антарктический лед, сценическое произведение, ловко и убедительно маскирующееся под документальные хроники полярной станции периода распада СССР. Без малейшего пафоса и героико-патриотического вздора, как подобает Настоящим Мужчинам, у которых сдержанный характер, спектакль просто берет — и пробирает тебя до печенок, а заодно переворачивает сложившееся было представление об эстетике данного конкретного учреждения культуры.

 

Как известно, у каждого театра есть свой зритель, воспитанный и предсказуемый. Процесс этот взаимный: театр формирует публику, а та априори знает, чего от этого театра ожидать. В случае с «Антарктидой» происходит вспышка, взрыв, сбой настроек, культурный шок от качества и глубины увиденного. Такие Настоящие Спектакли нечасто, раз в пару-тройку сезонов, случаются в Театре на Литейном. Как правило, это камерный, экспериментальный формат. Для «облегченного» же репертуара большой сцены чудо редко и особенно ценно.

 

Тому, что спектакль удался, родился сразу взрослым, уверенно стоящим на ногах и говорящим на актуальном театральном языке, публика и театр обязаны начинающему (!) режиссеру Петру Чижову, а он, в свою очередь, своему мастеру и руководителю постановки — великому Вениамину Фильштинскому. Его колдовская манера как бы холодной, строгой внешней отстраненности, что, однако, внутренне согревает и актеров, и зал, передается, видимо, от учителя к ученикам щедро и естественно, по праву наследования...

 

Полярников на сцене трое: разный возраст, несовместимые характеры, противоречивый бэкграунд. С ними собака, якутская лайка — верный товарищ, актер и кукла. Против них — природа, обстоятельства и история. За них — современные мобильные (в техническом и эмоциональном плане) средства сценического выражения: видеокамеры и трансляция, макеты и муляжи, театральные условности и житейские откровения, собранный в кулак организм и подкупающая искренность, сыгранная на клеточном уровне.

 

Спектакль с первых минут протягивает зрителю руку, вежливо и крепко сжимает, но не отпускает, ведет за собой, уверенно, по-дружески, по-мужски, без обиняков. В этой святой простоте, однако, хитринок полно, но фиги в кармане никто не держит. Наоборот, тут у всех душа нараспашку, хоть и укутана сообразно адскому морозу, при котором даже кровь не только стынет в жилах, но уже и не свертывается.

 

Пересказывать и описывать ничего не стану принципиально. Отмечу только, что давненько не доводилось мне настоятельно рекомендовать к просмотру премьеру Театра на Литейном... И да, теперь я понимаю, что имеет в виду Борис Борисович Гребенщиков, когда тихим голосом поет: «Боже, помилуй полярников — тех, кто остался цел...».

 

 

Пресса по темам: