Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты

Пресса по темам:

«Антарктида: Трое на южном полюсе не считая собаки»
Пресса «Антарктида» Ульяны Гицаревой
11.10.2016 Автор: Яна Квятковская // Мusecube   

В конце сентября «Театр на Литейном» представил очередную премьеру. В центре внимания сегодня — документальный спектакль «Антарктида» о том, как не потерять себя, потеряв страну, а также гимн одной из самый редких и романтичных профессий в мире — полярнику.

 

Неброские костюмы, минимализм в декорациях и максимализм в трагизме человеческих судеб, пьеса Ульяны Гицаревой обрела жизнь на сцене. Пьесу, впервые представленную на XII Всероссийском театральном фестивале им. А.М. Володина «Пять вечеров», поставил молодой режиссер Петербурга — Петр Чижов, выпускник РГИСИ (курс Вениамина Фильштинского).

 

Середина 90-х годов России далась тяжело в общем, а в частности за трудностями жизни мы можем проследить на примере судеб трёх людей и одной собаки, оказавшихся в такой непростой период практически брошенными государством на произвол судьбы. В то время страна, будто отколовшаяся льдина, пустилась в плавание, в поисках своего пути, кинув в самостоятельное плавание многих своих граждан. Как никогда с какой-то горькой иронией в качестве гимна постановке можно приписать фразу нашего премьер-министра, уже ставшую крылатой, «Денег нет, но вы держитесь». Выживайте как можете, потому что финансирования нет, исследовательскую станцию закрывают, оборудование и людей увозят. Что стало бы с этими самыми «последними из Могикан», не пропади они без вести — потерянные люди в запутавшейся стране. Что делать Петру Георгиевичу дома, если он полжизни провёл во льдах, куда отправиться бывшему священнослужителю — Отцу Александру, где себя искать Левону, на эти вопросы герои стараются найти ответы и переосмыслить свою жизнь. Примечательно, что даже якутская лайка по кличке Мишка, остро чувствуя атмосферу последних дней на станции, сбегает; не даром играет собаку человек, ведь в таких условиях Мишка — настоящий друг, помощник и коллега. Игорю Ключникову, представлявшему пса, досталась, пожалуй, самая сложная роль. Играя животное, собаку, нужно было не переступить тонкую грань между настоящим другом исследователей и якутской лайкой, которая гоняет пингвинов по льду. У Мишки в спектакле несколько монологов, которые и правда заставляют поверить в то, что собака — тоже человек, но при этом актёр не расстаётся с макетом животного на протяжении всей постановки, чтобы зритель не забыл, что Мишка всё же — собака.

 

Хронику полярной станции транслируют два экрана, расположенные на сцене. Скромные декорации не отвлекают внимание на себя, заставив сосредоточить всё своё внимание на сюжете, который, как и положено документальному, состоит из нескольких видеозаписей. Опознать Антарктиду можно, пожалуй, лишь по картонным статуям пингвинов, что ютятся в углублении сцены. Минимализм декораций показывает сколько мало нужно человеку для жизни, что материальное далеко не самое главное. В своём монологе Клюшников говорит: «Нужно бежать далеко, чтобы знать: я по-настоящему нужен. Потому что это не жизнь, когда нет воли к выживанию. Воля выше жизни. Понимаешь? Воля — настоящая жизнь». Он искренне верит в систему и в государство, в то, что он действительно нужен на станции, в то, что его работа важна для страны. Недаром его последним желанием становится звонок начальству, чтобы предупредить о какой-то незначительной бытовой мелочи. Вера — последнее, с чем остаются герои пьесы. Петр Георгиевич верит в страну, Отец Александр — в Бога, даже Мишка, и тот, верит в Полярную звезду, что освещает дорогу путникам. А что ещё остаётся, когда старый мир рухнул, а как приспособиться к новому не понятно, только слепая упертая вера, иначе никак.

 

 

Пресса по темам: