История Государственного драматического Театра «На Литейном»

Театр «На Литейном»

 

 

С приходом Геннадия Тростянецкого в 1990 году начался новый этап жизни театра, связанный с творческой диктатурой главного режиссера. В том же году название театра — «На Литейном» стало официальным. Полностью изменился репертуар — из «старого» в нем недолгое время фигурировали лишь спектакли «Валенсианская вдова» по Лопе де Вега в постановке Якова Хамармера и «Лолита» по Владимиру Набокову в постановке Геннадия Руденко. Детский спектакль «Пеппи Длинныйчулок», поставленный Михаилом Левшиным в 1986 году, тоже остался, причем он идет и по сей день. Видимо, благословление писательницы Астрид Линдгрен, которая присутствовала на премьере, до сих пор хранит спектакль.

 

 

Первый спектакль Тростянецкого в Театре «На Литейном» — «Скупой» по Мольеру. Сейчас бы состав спектакля назвали звездным — Татьяна Щуко, Татьяна Ткач, Елена Немзер, Александр Жданов, Александр Лыков... И, конечно, Семен Фурман в роли Гарпагона. Владимир Аншон придумал для этого спектакля задник, полностью повторяющий фасад театра — с колоннами, парадными жилых квартир, фонтанами во дворе... Театр в квадрате, в кубе... Именно здесь «жил» Скупой Тростянецкого. Это был своего рода знак, на несколько лет закрепившийся за театром в качестве товарного. Говорили «Скупой» — подразумевали Театр «На Литейном» и наоборот.

 

 

В 1991 году главным художником театра стал Владимир Фирер. Он работал до 2002 года и оформил большое количество спектаклей.

 

 

За четыре года Тростянецкий поставил еще ряд спектаклей. Наиболее выдающиеся — «Великая Екатерина» по Бернарду Шоу (второй режиссер — Сергей Черкасский), «Упырь» по Алексею Толстому (второй режиссер — Владимир Глазков), «Ворон» по Карло Гоцци. Также состоялась постановка спектакля «Король Лир» по Уильяму Шекспиру с Игорем Горбачевым в главной роли и Еленой Ложкиной в роли Шута.

 

 

Тяга к маске, гротеску, фарсу — вот, что характеризует этот период — период «лихих» 90-х, не менее «лихих», чем 10-е годы начала века. «Ужасное» название «Упырь» вполне могло бы украсить афиши театра «Grand Guinol». В театр вернулось желание и возможность смеяться над страшным.

 

 

И именно в 1991 году, именно на площадке Литейного театра Виктор Крамер выпустил спектакль «Фарсы или Средневековые французские анекдоты», который стал стартом для его театра «Фарсы».

 

 

В это время в театре проводились фестивали ретроспективных показов лучших спектаклей режиссеров Камы Гинкаса (1991), Анатолия Эфроса (1992), ставшие большими событиями в театральной жизни города.

 

 

Когда Геннадий Тростянецкий покинул театр, управление перешло к директорам. Три спектакля поставил режиссер Александр Галибин — «Три сестры» по Антону Чехову, «Арфу приветствия» по Михаилу Богомольному, «Городской романс» по Михаилу Угарову. Юрий Мамин поставил «Кремлевские куранты» Аркадия Тигая, а Владислав Пази — «Тойбеле и ее демон» по Исааку Башевису Зингеру. Вышел спектакль Клима «Луна для пасынков судьбы» по Юджину O’Нилу с Ольгой Самошиной и Евгением Меркурьевым в главных ролях. Этот спектакль принес Театру «На Литейном» его первую «Золотую маску». Продолжилась фестивальная традиция, связанная с именами мастеров режиссуры — свои спектакли показали Петр Фоменко (1994) и Валерий Фокин (1996). Но в это время театр остался без художественного лица — то есть без творческого лидера.

 

 

В 1997 году театр возглавил Александр Гетман. Вновь начался творческий поиск: поменялся художественный облик театра, обновилась и укрепилась труппа. Стала складываться новая репертуарная политика, стали целенаправленно формироваться команды творцов на каждый спектакль.

 

 

Отказ от института главного режиссера повлек за собой активное привлечение в театр как ярких представителей петербургской режиссуры, так и молодых, подающих надежды постановщиков. В репертуаре театра появились спектакли «Сторож» по Гарольду Пинтеру в постановке Юрия Бутусова, «Вера, Надежда, Любовь (Карамболь)» по Юрию Князеву и «С любимыми не расставайтесь» по Александру Володину в постановке Александра Галибина, «Capriccio/Каприччио» в постановке Романа Смирнова, «Ночь игуаны» по Теннесси Уильямсу и другие.

 

 

Результаты деятельности творческих команд получают высокую зрительскую и профессиональную оценку. В 2000 году спектакль «Лес» в постановке Григория Козлова был удостоен Государственной премии России. Спектакль «Потерянные в звездах. Lost in the stars» по пьесе Ханоха Левина режиссера Григория Дитятковского в 2001 году был выдвинут на соискание национальной театральной премии «Золотая маска» и получил ее сразу в двух номинациях — «Лучший драматический спектакль большой формы» и «Лучшая работа режиссера в драматическом театре». А исполнитель роли Иоханаана Цингербая Вячеслав Захаров был удостоен премии «Золотой софит» за «Лучшую мужскую роль».

 

 

В 2002 году начала свою работу Мастерская Театра «На Литейном». Этот проект дал возможность работать на профессиональной сцене недавним выпускникам театральных институтов. Тогда молодые режиссеры Олег Куликов и Андрей Прикотенко выпустили свои спектакли — «Шинель» по повести Николая Гоголя и «Эдип-царь» по трагедии Софокла. Сейчас имена этих режиссеров известны не только в Петербурге. А когда-то все начиналось именно здесь, в театре на Литейном проспекте. «Эдип-царь» стал лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (сезон 2001/2002) в номинации «Лучшая работа режиссера». На фестивале национальной театральной премии «Золотая маска» в 2003 году спектакль «Эдип-царь» был удостоен специальной премии жюри. А потом проехал по миру с триумфальными гастролями, став «визитной карточкой» театра.

 

 

Команда молодых актеров — команда «Эдипа-царя» — Ксения Раппопорт, Игорь Ботвин, Тарас Бибич, Джулиано Ди Капуа — тогда только начинающие недавние выпускники Академии театрального искусства продолжили работу с театром. В 2004 году в рамках «Мастерской» Андрей Прикотенко поставил еще два спектакля — «Антигону» по Софоклу и «Слугу двух господ» по Карло Гольдони.

 

 

Эти и другие спектакли театра неоднократно участвовали во многих театральных фестивалях: «Ольштынские театральные встречи» (Польша, 2000, 2001), «Русские сезоны» (Финляндия, 2003), Международный фестиваль «Divadlo» (Чехия, 2003), «Seoul Performing Arts Festival» (Южная Корея, 2003), SETT (Германия, 2004) и многие другие.

 

 

В 2006 году театр, стремясь к расширению творческих возможностей труппы, к поиску особого театрального языка, обратился к новелле Мопассана «Пышка» и создал мюзикл с оригинальной сценической версией (Валерий Семеновский) и авторской музыкой (Николай Орловский). Спектакль, поставленный Владиславом Пази, стал лауреатом национального фестиваля «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучшая сценография» (Александр Орлов) и с успехом прошел в рамках XIII Русского фестиваля искусств в Марселе (Франция, 2008).

 

 

Осваивая пространство, театр экспериментирует не только на сцене, но и в зрительской части. В малом фойе, где на стенах висят фотографии актеров, разыгрывается спектакль «Жизнь в театре» по пьесе Дэвида Мэмета в постановке Олега Куликова. Спектакль отмечен премией «Золотой софит» сезона 2007/2008 за «Лучший дебют» актера Евгения Чмеренко.

 

 

В 2008 году в камерном пространстве был создан уникальный проект по мотивам творчества «дедушки» русского рока Алексея Хвостенко «Квартирник. ХХвост — всему голова». Постановку осуществил режиссер Роман Смирнов. Спектакль принес театру премию «Золотой софит» как «Лучший спектакль малой формы».

 

 

«Сейчас, по всем приметам, на Литейном начинается взлет, и это приятное время хочется продлить хоть сколько-нибудь. Как-то повальсировать немного между „остановись, мгновенье“ доктора Фауста и „все проходит“ царя Соломона. Завораживающее блистание производится не с большой сцены, а из „закоулков“ — „Жизнь в театре“ играют в маленьком рукаве фойе, завершающимся выходом из театра, „Квартирник“ в выгородке за сценой (правда, несколько сотен зрителей там все-таки помещается). Театр словно ищет собственный смысл вне положенного ему пространства обыкновенной сцены, и это бы неудивительно — случалось многажды — удивительно то, что он этот смысл находит», — пишет Татьяна Москвина об этих спектаклях и о театре в статье «Блистательные закоулки» («Петербургский театральный журнал». 2008. № 54).

 

 

Продолжая традиции поиска молодых дарований в области режиссуры, в 2009 году Галина Жданова получила возможность поставить на сцене театра свой первый спектакль «Марьино поле» по пьесе Олега Богаева. Ее режиссерский дебют признали лучшим в сезоне 2008/2009 на Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».

 

 

Сегодня Театр «На Литейном», как и всегда, открыт новым именам, современным веяниям и течениям. Кредо театра — постоянный эксперимент, поиск, творческий диалог.

 

 

Но самое интересное — то, что этот театр позволяет каждому талантливому человеку, который переступает порог нашего театрального дома, начать его историю сначала. Театр не боится идти на риск, ведь только рискуя, он может всегда оставаться молодым!

 

 

 

Литейный театр

Красные пролетарские театры

Два театра

Театр драмы и комедии

Театр «На Литейном»