Top.Mail.Ru
КУПИТЬ билеты
История Государственного драматического Театра «На Литейном»

Литейный театр

 

17 января (по старому стилю 4 января) 1909 года на Литейном проспекте открылся театр. Здание его не было изначально предназначено для театральных выступлений. Сначала это был манеж, который по проекту Джакомо Кваренги в 1801 году построил архитектор Павел Аргунов для графа Николая Шереметева. Здание манежа вошло в комплекс сооружений знаменитой усадьбы графов Шереметевых на набережной реки Фонтанки. А в 1908 году граф Сергей Шереметев поручил архитектору Михаилу Красовскому переделать манеж в театр с тем, чтобы сдавать его в дальнейшем в аренду различным театральным труппам.

 

 

Первым Литейный театр арендовал антрепренер Вениамин Казанский (Сормер). Он уже владел к этому времени двумя антрепризами: в «Невском Фарсе» он смешил публику, в «Модерне» удивлял новинками электрофотографической техники. В Литейном решил пугать в прямом смысле этого слова. Театр открылся под названием «Grand Guinol» — Театр ужасов. Репертуар и специфические средства воздействия на публику были заимствованы в парижском театре «сильных ощущений», создателем которого был Андре де Лорд.

 

 

Публику заранее предупреждали: «Лиц со слабыми нервами просят не смотреть, ввиду особой тяжести пьес». На открытии публике представили «Лекцию в Сальпетриере» и «Систему доктора Гудрона» по Эдгару По, а также пьесу со «страшным» названием «Мороз по коже». Зрителям щекотали нервы отрыванием головы, обливанием серной кислотой и выдиранием глаз. В дальнейшем афишу украшали не менее «ужасные» названия: «Вампир», «Под гнетом проклятья», «Смерть в объятиях», «На могильной плите», «Последний крик», «Жуть». Со сцены лилась кровь и неслись нечеловеческие вопли. Вместе с Казанским в историю театрального искусства Петербурга и литейного театра в частности вошли имена режиссера Петра Ивановского, актеров и премьеров труппы Федора Курихина и Елизаветы Мосоловой, которая во время многочисленных болезней Казанского управляла антрепризой.

 

 

Вскоре столичная публика пресытилась новинкой. Стремление к коммерческой рентабельности предприятия приносило свои очень интересные плоды. И уже в октябре 1909 года в афише театра к «сильным ощущениям» присоединился «веселый жанр» — сатиры, фарсы, водевили, а позже — мелодрамы и пародии.

 

 

Так или иначе, изящный театральный зал «благородного стиля» стал одним из самых излюбленных мест как веселящейся столичной публики, так и артистической богемы. Именно на сцене литейного театра впервые была поставлена пьеса Всеволода Мейерхольда — «сенсационная трагедия из цирковой жизни» — «Короли воздуха и дама из ложи» по рассказу «Четыре черта» Германа Банга. Далее мелодрама «Теракойя», переделанная из японской пьесы «Жизнь за царя» Такеда Идзумо. Постановки осуществил режиссер Павел Ивановский, и скорее всего не без участия Мейерхольда (не исключено, что им были разработаны отдельные мизансцены).

 

 

В марте 1909 года Николай Евреинов ставит на сцене литейного театра «Ночные пляски» Федора Сологуба. На сцену вместо профессиональных актеров вышли известные поэты, писатели и художники: Сергей Городецкий, Лев Бакст, Иван Билибин, Максимилиан Волошин, Борис Кустодиев, Алексей Ремизов, Николай Гумилев, Михаил Кузмин.

 

 

В театральной афише сезона 1910/11 появляется еще одно название — Театр новинок, идущих на всех европейских сценах. Режиссером становится Сергей Пальм. В репертуаре, кроме различных мелодрам и фарсов («Тото дают касторку», «Шалости Амура» и т.д.), появляются модные тогда театральные пародии. Наиболее заметные — пародия на Мейерхольдовского «Дон Жуана» и шарж «Графиня Эльвира», написанный актером и режиссером театра Евстигнеем Мировичем (Дунаевым). Позже Мирович сам напишет для театра комедию «Театр купца Епишкина», которая принесет и театру, и драматургу известность и признание.

 

 

В 1911—1912 годах театр называется «Мозаика». К тому времени Казанский номинально значится главным режиссером, фактическое же управление антрепризой переходит к Мосоловой. Именно она включает в репертуар театра пьесы Антона Чехова, Бернарда Шоу, Артура Шницлера, Ги де Мопассана. Шла «Веселая смерть» Николая Евреинова. В постановках звучала музыка Камиля Сен-Санса и Бориса Асафьева. Наряду с Мосоловой художественное руководство труппой осуществлял Григорий Ге, а актер труппы К.А. Гарин принял на себя обязанности режиссера. Коллектив пополняется танцовщиками и артистами оперетты. И в репертуаре появляются «балеты-мимодрамы» в хореографии Бориса Романова. Один из шедевров Романова балет «Козлоногие» на музыку Ивана Саца в главной партии с Ольгой Глебовой-Судейкиной — звездой Литейного театра — запечатлела в своей «Поэме без героя» Анна Ахматова. Именно о ней эти строки:

 

Как копытца, топочут сапожки,

Как бубенчик, звенят сережки,

В бледных локонах злые рожки,

Окаянной пляской пьяна, —

Словно с вазы чернофигурной

Прибежала к волне лазурной

Так парадно обнажена.

 

 

В 1912 году Мосолова сдает антрепризу Д.Л. Щербакову, сама оставаясь там актрисой. На афиши возвращается название Литейный театр. Режиссером становится М.И. Порватов. В репертуаре Литейного солидное место занимают небольшие пьески и инсценировки рассказов Надежды Тэффи («Выслужился», «Счастливая любовь», «Тонкая психология» и др.) и Аркадия Аверченко («Власть Рока», «Женская доля», «Молодость» и др.).

 

 

В это время с театром активно сотрудничают многие деятели культуры Серебряного века — Федор Сологуб, Алексей Ремизов, Михаил Фокин, Иван Чекрыгин.

 

 

В 1913 году антреприза переходит к Борису Неволину, который меняет название театра на «Литейный интимный». Репертуар театра почти не отличается от репертуара театра Мосоловой. На афишах спектакли по произведениям Шоу, Ростана, Аверченко соседствует с балетами Михаила Кузмина. Неволин привлекает к работе известного переводчика Татьяну Щепкину-Куперник.

 

 

С 1915 по 1915 гг. руководство театром снова переходит к Мосоловой. А в 1917 году при новых собственниках театр возглавляет актер Борис Горин-Горяинов. Но на этот раз исторические события 1917 года вносят свои коррективы. Публику выводят вон. Театр закрывают.

 

 

После революции театральное здание используется советским правительством как временное пристанище для различных театральных трупп.

 

 

Литейный театр

Красные пролетарские театры

Два театра

Театр драмы и комедии

Театр «На Литейном»