История Государственного драматического Театра «На Литейном»

Театр драмы и комедии

 

Осенью 1965 года в Театр драмы и комедии по приглашению Гуревича пришел режиссер Евгений Шифферс. За ним в театр пришли и его актеры — хорошо известные ленинградскому-петербургскому зрителю Иван Краско, Юлиана Панич, Татьяна Тарасова, Виктор Харитонов. Были поставлены пьесы «Маклена Граса» Миколы Кулиша и «Кандидат партии» Александра Крона в сценографии Эдуарда Кочергина. Спектакли шли недолго — вышло постановление обкома КПСС, в котором указывалось, что Шифферс использует «изжившие себя формалистические методы режиссуры».

 

 

В 1966 году главным режиссером театра стал Яков Хамармер. Он руководил театром до 1986 года — до своей смерти. 20 лет Хамармера в Театре драмы и комедии — это целая эпоха. Он был, прежде всего, выдающимся руководителем, ищущим и дающим путевку в жизнь молодым талантам. Его собственные постановки по-своему привлекали и были интересны зрителю. Это «Ричард III» Уильяма Шекспира, «Полет над гнездом кукушки» Кена Кизи с Вадимом Ермолаевым в главной роли, «Свидание со святой Барбарой» Альфредо Диаса Гомеса — первая постановка пьесы в Союзе, «Двухмужняя» по Михаилу Шолохову, «Пеший человек» по Мустаю Кариму, «Прощание в июне» по Александру Вампилову, «Настоящий мужчина» по Валентину Красногорову. Этот список можно долго продолжать. Хамармер и сам писал пьесы под псевдонимом С. Ясных и поставил их в театре («Матросы», «Любимая»).

 

 

Представитель своего времени, он нес свою службу театру, будучи покорным в своем творчестве, но что касалось других... Кама Гинкас спустя много лет вспоминает: «[...] именно Кошмармер, или, как мы его за глаза называли, Яша, в самые трудные для ленинградского искусства годы даст работу и выведет в действующие режиссёры никому не нужных и неизвестных тогда [...] Ефима Падве, Льва Додина, Гету Яновскую и лично меня» («Театр». 2005. № 2). Чтобы спектакли этих в настоящее время известных и признанных режиссеров состоялись, Хамармеру требовалась и дипломатия, и выдержка, и терпение, и определенная смелость — ведь каждый раз на приемке спектакля он мог потерять все.

 

 

В 1969 году Кама Гинкас поставил «Последних» Максима Горького. Спектакль вышел антисоветским, его сократили, а через 10 раз закрыли. Несмотря на это Хамармер продолжал делать Гинкасу репертуарные предложения. Режиссер согласился ставить пьесу «Похожий на льва» Рустама Ибрагимбекова. Из мелодрамы получился сложносочиненный, парадоксальный, «искривленный» спектакль о человеке, не сумевшем выбраться из собственной клетки. Потом было «Царствие земное» Теннесси Уильямса — тревожный спектакль с библейскими и завуалированными в переводе Виталия Вульфа гомосексуальными мотивами. В спектаклях Гинкаса играли Татьяна Ткач, Татьяна Щуко, Наталья Байтальская, Игорь Тихоненко, Вадим Ермолаев, Кирилл Датешидзе, Виктор Беловольский и другие. Художественное оформление всех этих спектаклей делал Эдуард Кочергин.

 

 

Ефим Падве поставил в театре пять спектаклей: «Веселый тракт» Бориса Васильева (художник — Алексей Порай-Кошиц), «Чудаки» Максима Горького, «Трамвай «Желание» Теннесси Уильямса, «Синие дожди» Юрия Петухова, «Свидания в предместье» по пьесе Александра Вампилова «Старший сын».

 

 

Спектакль Падве стал первой постановкой пьесы Вампилова на сцене. Именно со спектаклей этого режиссера началась большая творческая и человеческая жизнь актера Евгения Меркурьева в театре на Литейном, 51.

 

 

Лев Додин работал над «Розой Берндт» Герхарта Гауптмана. Художник Лев Михайлов (был главным художником с 1974 по 1991 год) сочинил декорацию — загон для скота. Власти поняли это, как им было нужно — главного режиссера вызывали и просили проститься с постановщиком, «очернившим» Гауптмана. Но Хамармер обещал Додину еще одну пьесу — «Недоросля» Дениса Фонвизина. Он сдержал обещание.

 

 

Спектакль оформил Эдуард Кочергин, в нем звучала музыка Бориса Тищенко. Работа молодого режиссера ломала стереотипное представление советского зрителя о хрестоматийной пьесе: «Митрофан, сыгранный Андреем Шароновым, опять-таки ничего не демонстрирует, не выставляет вперед себя свое невежество и тупость. Совсем другое тут: абсолютная душевная непотревоженность, даже, если хотите, не лишенные обаяния наивность и цельность», — писал в газете «Смена» Евгений Калмановский. В спектакле играли Иван Мокеев, Татьяна Щуко, Елена Немзер, Александр Жданов, Елена Ложкина. «Недоросль» Льва Додина считался одним из самых лучших спектаклей Ленинграда 70-х годов.

 

 

Генриетта Яновская в 1977 году ставит спектакль «Моя дочь Нюша». Очень активно работает Лайма Сальдау. Также спектакли ставят Лев Стукалов, Михаил Левшин, Геннадий Май и другие. Среди художников — кроме Кочергина и Порай-Кошица спектакли оформляли Март Китаев, Александр Орлов, Владимир Фирер, Ирина Чередникова.

 

 

Уже при Хамармере начинает возвращаться историческое название Литейного театра — пусть неофициально, но на программках писали: «Театр драмы и комедии на Литейном».

 

 

После Хамармера недолгое время театром руководил Вадим Голиков. В это время было поставлено «Собачье сердце» Михаила Булгакова — режиссер Арсений Сагальчик. Профессора Преображенского играл Евгений Меркурьев, а в роли Шарикова выступил молодой актер — Николай Фоменко.

 

 

 

Литейный театр

Красные пролетарские театры

Два театра

Театр драмы и комедии

Театр «На Литейном»