История Государственного драматического Театра «На Литейном»

Два театра

 

 

В 1944 году по Решению Ленинградского областного исполнительного комитета депутатов трудящихся от 9 сентября 1944 года был создан Ленинградский областной передвижной театр, скоро ставший не передвижным, а гастрольным.

 

 

Этот Передвижной театр был «предназначен для обслуживания колхозов, глубинных пунктов Ленинградской области, но в силу целого ряда обстоятельств, мешавших нормальной работе, театр закончил свою первую постановку „Вынужденная посадка“ только в конце декабря 1944 года». Театр был прописан в Тосно. Художественным руководителем был А.А. Алексеев, ведущим актером Н.М. Шмитгоф.

 

 

С 1945 по 1949 год главным режиссером Гастрольного театра был уже знакомый нам Александр Винер. Первым спектаклем в гастрольном театре стала «Чайка» по Антону Чехову. Премьера состоялась 5 мая 1945 года в клубе Ленэнерго. Далее режиссер продолжил работу над классикой и поставил чеховского «Лешего», «Причуды любви» Лопе де Вега, за ними последовали произведения современных авторов: патриотические «Дни и ночи» Константина Симонова и «Люди с чистой совестью» Петра Вершигоры.

 

 

С 1949 по 1954 год главным режиссером театра являлся Михаил Чежегов. Он ставит «Калиновую рощу» Александра Корнейчука, «Ночь ошибок» Оливера Голдсмита, «Вассу Железнову» Максима Горького, «Накануне» Ивана Тургенева в инсценировке Алексея Арбузова.

 

 

Недолгое время театром руководит Константин Степанов-Колосов. В 1955 году он ставит спектакль «Далекое» по пьесе Александра Афиногенова. Потом на краткий срок главным режиссером становится Наум Лившиц.

 

 

Всего с 1945 по 1955 год в театре было поставлено 36 спектаклей. Премьеры игрались в городских ДК, клубах, в Выборге, Кронштадте, Гатчине, Ялте. Труппа насчитывала 36 артистов, среди которых Мария Папазян, Ольга Вальяно, Иван Белоусов, Василий Дубинин, Александр Животов и другие. Главным художником работает Татьяна Острогорская.

 

В 1944 году в Ленинград вернулся и другой областной театр — Драматический. Организованный в 1940 году он выступал перед войсковыми соединениями, входившими в состав Восточного фронта, трудящимися свободной от немецкой оккупации территории Ленинградской области. С прорывом блокады театр поселился в Сестрорецке.

 

 

В 1944 году репертуар театра насчитывал боле десяти наименований. Среди них — «Хозяйка гостиницы» Карло Гольдони, «Мещане» Максима Горького, «Свадьба Кречинского» Александра Сухово-Кобылина, «Поздняя любовь» Александра Островского и другие. Костяк труппы составили актеры театров имени Облисполкома и Колхозно-совхозного театра (бывшего Передвижного театра под руководством Павла Гайдебурова и Надежды Скарской). С 1951 года главным режиссером театра становится Григорий Гуревич.

 

 

В 1955 году Гастрольный театр репетирует две не залитованные пьесы — «Мартин Иден» и «Третий человек», премьеры которых так и не состоялись. В 1956 году выпускает два спектакля — «Колесо счастья» братьев Тур (Леонид Тубельский и Петр Рыжей) и «Невольницы» Александра Островского, а Драматический театр в тот же год — четыре спектакля, среди которых «Отец и сын» Л.С. Тырина в постановке Розы Сироты.

 

 

Эти театры параллельно друг с другом продолжают работать не только в Ленинградской области, но и в Ленинграде — примерно по 20-30 спектаклей в год. Основными площадками для выступлений стали помещения Консерватории и Театра Музкомедии, театральные площадки на Рубинштейна, 18 и Ракова, 10, дома культуры. При этом Областной драматический театр давал больше спектаклей — его репертуар власти находили более интересным для ленинградцев, у этого театра был главный козырь — спектакль «Три мушкетера» в постановке Григория Гуревича и Ильи Ольшвангера. А Гастрольный театр писал письма и просил позволения... работать. Оба театра были финансово убыточны — подводила бездомность.

 

 

В связи с этим в письме заместителя заведующего Леноблфе товарища Тугаринова к начальнику Ленинградского областного управления культуры М.А. Романову звучала просьба «принять меры к скорейшему вводу в эксплуатацию театрального здания на Литейном 51, все сроки ввода которого давно прошли».

 

 

Просьба была услышана. В мае 1956 года театры получили стационар в Ленинграде — восстановленное театральное здание по Литейному, 51. Ленинградский областной гастрольный театр просил изменить название, так как слово «гастрольный» больше не соответствует изменившимся условиям и задачам. Годом раньше, в январе 1955 года театр уже просил о переименовании Управление культуры Леноблисполкома: «Учитывая, что весь период работы театра характеризовался работой над спектаклями как в жанре драмы, так и в жанре комедии, просим Вас изменить название театра и впредь присвоить наименование — Ленинградский государственный областной театр драмы и комедии». В августе 1956 новое название утвердили.

 

 

Обретение своей площадки, пусть одной на два театра, решило их судьбу, спасло от медленного умирания. Театры получили государственные дотации, возможность безвозмездного пошива костюмов и транспорт — автобусы для гастролей по Ленинградской области.

 

 

К началу 60-х годов Драматический театр имеет солидный репертуар, основанный на русской и зарубежной классике и, конечно, пьесах современных авторов (всего около 20-ти названий). Среди актеров труппы были Николай Горин, Антонина Павлычева, Георгий Жженов. У театра обширная гастрольная деятельность, признание публики. Львиную долю спектаклей ставит Гуревич сам или в соавторстве. Среди них нашумевший, вызвавший огромный отклик у прессы и публики «Сын рыбака» по роману Вилиса Лациса и не менее признанный спектакль «Каменное гнездо» по финской пьесе Хеллы Вуолийоки. Также работают режиссеры: Илья Ольшвангер, Александр Музиль, Лев Цуцульковский, Меер Гершт, Лайма Сальдау и другие. Среди художников, оформляющих спектакли, были Илья Сегаль, Семен Мандель и Даниил Лидер. Последний, например, делал декорацию к «Барабанщице» по Афанасию Салынскому в постановке Александра Винера.

 

 

У театра Драмы и Комедии все не так радужно. В репертуаре оставалось десять-одиннадцать спектаклей. Театр был с гастролями в Польше и Германии, в некоторых городах Советского Союза, но основная деятельность сосредоточена в Ленинградской области. Режиссеры сменяют друг друга на посту главного: Г.В. Иванов, Владимир (В.Н.) Лебедев, В.Г. Овчинников.

 

 

В 1963 году Ленинградский областной театр драмы и комедии и Ленинградский государственный областной драматический театр слиты в единый коллектив. Название досталось от одного — Театр драмы и комедии, а главный режиссер — из другого. Во главе объединенного коллектива встал Григорий Гуревич. Круг действующих лиц на афишах мало поменялся. Объединенная труппа и объединенный репертуар. Главным художником с 1963 по 1966 год работал Эдуард Кочергин. Он оформил большое количество спектаклей и продолжил сотрудничество с театром и позже, после оставления должности. Среди актеров театра — Олег Посланчик, Татьяна Щуко, Эммануил Виторган, Иван Мокеев, Геннадий Ложкин, Виктор Анисимов, Анатолий Чернегин.

 

 

Литейный театр

Красные пролетарские театры

Два театра

Театр драмы и комедии

Театр «На Литейном»