Выставка «Литейный театр в Фонтанном доме. 100 лет театральной жизни»

Художник Андрей Полушкин 

www.polushkin.net , www.polushkin.ru

 

 

 

Литейный театр в Фонтанном доме.

100 лет театральной жизни

     Литейный театр открылся в 1909 году в самом центре Петербурга по адресу Литейный проспект дом 51. Интересно, что своим происхождением он обязан знаменитому роду графов Шереметевых. Театр находится в самом центре их бывшей городской усадьбы  Фонтанный дом. Так получилось потому, что старинное здание графского манежа постройки Д. Кваренги, в начале ХХ века было переоборудовано в театр. Он открылся как: «Театр сильных ощущений». Уже  19 февраля 1909 года здесь состоялась премьера «Короли воздуха и дамы из ложи» в постановке В. Мейерхольда. 9 марта 1909 г. были показаны  «Ночные пляски» Ф. Сологуба, под руководством Н. Евреинова, «пляски королевн» в подземном царстве - в постановке М. Фокина. 

     Дальнейшая судьба Литейного театра богата экспериментами и славными именами.  В 1913-15 годах он действовал под именем «Литейного Интимного»,  с ним сотрудничают М. Кузмин,  Т. Щепкина-Куперник, А. Аверченко, Н. Евреинов, Н. Тэффи. Анна Ахматова не раз посещала театр. Это время Серебряного века русской культуры, здесь активно действует «Художественное общество интимного театра», знаменитое проведением своих вечеров в «Бродячей собаке». С театром дружат поэты, музыканты, художники «мир-искуссники», в театральном искусстве развивается новый стиль - модерн. Балет-пантомима «Козлоногие» в Литейном театре, с Глебовой-Судейкиной в главной роли, имел скандальный успех. Возможно, что тема «козлоногих» прозвучала как  предчувствие трагических перемен, крушения привычных идеалов, натиска страстей и разлома времени. Такое искусство не могло проявить себя на сцене императорских театров, оно улавливало неофициальное настроение общества. Этой позиции театр оставался верен всегда. В 1919 году здесь была поставлена пьеса-притча «Дерево превращений» Н. Гумилева, пьеса шла весь февраль, но стала прощальным жестом уходящего мира.

       Революция и новая культурная политика молодого советского государства изменили облик страны. С 1919 года помещение Литейного театра занимали самые разные  коллективы, но театральная жизнь не прекращалась здесь никогда. Волей-неволей Литейный театр стал зеркалом эпохи и в этом его уникальность. Цель выставки познакомить петербуржцев с творчеством нескольких поколений деятелей театрального искусства, творивших в удивительном уголке северной столицы. В признании их заслуг мы видим историческую справедливость и радость встречи.

 

Проект осуществлён при поддержке:

 

Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга

Фонда «Мир искусства»

Международной Ассоциации «Русская культура»

Санкт-Петербургской Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича

Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга

Центрального государственного архива литературы и искусства Санкт-Петербурга

Санкт-Петербургского государственного

Музея театрального и музыкального искусства

Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Музея истории города Санкт-Петербурга

Музея истории фотографии

Российской национальной библиотеки

Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки

Проект подготовлен творческим коллективом:

 

Руководитель проекта – Надежда Рогожина,

 заместитель директора по развитию театра

 

Архив театра «На Литейном» - литературная часть театра

Екатерина Строганова, Ирина Завгородняя

 

Архив музея театрального и музыкального искусства -

Ольга Мирошниченко, Ольга Модзолевская,  Нинель Пляцковская

хранители музея

 

Архив музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме -

Заведующая сектором учёта Мария Правдина

 

Центральный государственный исторический архив СПб,

Центральный государственный архив литературы и искусства –

архивариус Дина Давидович

 

фонды Российской национальной библиотеки,

фонды Театральной библиотеки СПб,

архив музея истории фотографии,

архив музея истории города Санкт-Петербурга -

Надежда Рогожина

 

Творческий коллектив приносит сердечную благодарность

за содействие в работе над выставкой: 

 

актрисе театра «На Литейном», лауреату Государственной премии РФ,

народной артистке России – Татьяне Щуко

 

 актрисе театра «На Литейном», лауреату Государственной премии РФ,

народной артистке России – Татьяне Ткач

 

руководству, актёрам и сотрудникам театра «На Литейном»

 

родственникам заслуженного деятеля искусств РФ Г. Гуревича

за предоставление личного архива главного режиссёра

Ленинградского областного драматического театра

 

Художник-дизайнер, автор плаката  и буклета к выставке

Сергей Рощин

 

Художник-оформитель и куратор выставки

Игорь Каневский

                    

 

 

 

 

 

01
01 01
02
02 02
03
03 03
04
04 04
05
05 05
06
06 06
07
07 07
08
08 08
09
09 09
10
10 10
11
11 11
12
12 12
13
13 13
14
14 14
15
15 15
16
16 16
17
17 17
18
18 18
19
19 19
20
20 20
21
21 21
22
22 22
23
23 23
24
24 24
25
25 25
26
26 26

 

Подписи к фотографиям:

 

01. Литейный театр в Фонтанном доме 1912 -1917 годы. Балет-пантомима «Козлоногие» на музыку И. Саца, балетмейстер Б. Романов (1912).

Актриса Литейного театра Ольга  Глебова-Судейкина в роли Фавнессы, танец Фавнессы исполнялся актрисой и в «Бродячей собаке».

«Козлоногих»  считают ключом к  «Поэме без героя» Анны Ахматовой:

"Сегодня ночью (7 июня 1958) я увидела (или услышала) во сне мою поэму, как трагический балет» (А. Ахматова).

Использованы фрагменты фотографий  из фондов музея А. Ахматовой в Фонтанном доме.

  

02. 1909-1917 гг. Литейный театр в Фонтанном доме

Актриса Литейного театра Ольга Глебова-Судейкина

Сцена из спектакля «Сестра Беатриса». 1912-1915

 

 

03. Театр «На Литейном» 1991 г. «УПЫРЬ» А. Толстой -  комедия ужасов

Художественный руководитель постановки – лауреат Государственной премии России Геннадий Тростянецкий

Режиссер – Владимир Глазков

Художник – заслуженный художник России Владимир Фирер

Художник по свету – Марк Брикман

Музыкальное руководство – Владимир Баскин

Пластика – Валерий Чекашев

Сцены из спектакля.

Александр Андреевич Руневский, молодой человек – Вадим Гущин

Даша, сирота – з. а. России Елена Ложкина

Сугробина, бригадирша – н.а. России Татьяна Щуко

Семен Семенович Теляев, статский советник – з. а. России Геннадий Ложкин

Владимир – Леонид Осокин

Яков, слуга – з. а. Евгений Иловайский

Использованы фотографии из архива театра «На Литейном».

  

04. Ленинградский областной «Театр драмы и комедии» 1963-1991

Сцены из спектакля «Царствие земное» Т. Уильямса 

Режиссёр-постановщик – К.  Гинкас

сценография – Э. Кочергина

в роли Мэртл – Т. Ткач.

в роли Цыплёнка – В. Ермолаев.

Использованы фотографии из архива н.а. России, Лауреата Государственной премии Татьяны  Ткач

  

05. Театр «На Литейном» 1991 год. Ж.-Б. Мольер «СКУПОЙ» комедия

Постановка – лауреата Государственной премии России Геннадия Тростянецкого

Декорации – Владимир Аншон

Костюмы – Екатерина Шапошникова

Свет – Марк Брикман

 

Сцены из спектакля.

 

Элиза – з. а. России Елена Немзер

Валер – Александр Лыков

Клеант – Андрей Смирнов

Лафреш – з. а. России Александр Жданов

Гарпагон – Семен Фурман

Фрозина – н.а. России Татьяна Ткач

Мариана – Надежда Рязанцева (Бурдукова)

Жак – Александр Александров

Брандевуан – з. а. Евгений Иловайский

Ламерлуш – з. а. России Геннадий Ложкин

Использованы фотографии из архива театра «На Литейном»

 

06. Театр «На Литейном». CAPRICCIO/КАПРИЧЧИО - игра без антракта. 2000

Фабула – Роман Смирнов

Партитура – Сергей Курёхин

 

Режиссер – Роман Смирнов

Художник – Эмиль Капелюш

Автор вокальных аранжировок и музыкальный руководитель – заслуженный работник культуры России Иван Благодер

Балетмейстер – Сергей Грицай

Репетитор – Евгений Брусберг

Ассистент режиссера – Александр Петров

Костюмы – Елена Орлова

Свет – заслуженный работник культуры России Евгений Ганзбург

Трюкмеханика – Роман Цителашвили

Сцена из спектакля.

 

Верхний ряд - актёры театра - Александр Баргман, Дмитрий Готсдинер, Александр Лушин, Сергей Мосьпан,  Игорь Осинин, Александр Ронис;

По центру – Игорь Осинин и Сергей Мосьпан

Внизу (в роли клоуна) – Игорь Осинин

Использованы фотографии из архива Театра «На Литейном».

  

07. 1928-1931 годы – Ленинградский театр рабочей молодёжи – ТРАМ - режиссёр Всеволод Мейерхольд (по центру). Мейерхольд считал, что эстетика ТРАМа близка его театру и даже планировал войти в состав правления ТРАМа.

 

Слева на групповой фотографии во втором ряду –

М. Соколовский – руководитель и главный режиссёр ТРАМа,

А.  Луначарский - народный комиссар просвещения и В.  Мейерхольд

среди актеров ТРАМа

после спектакля "Плавятся дни" Н. Львова,19 июля 1928

 

сверху  - сцены из трамовских спектаклей.

снизу -  афиша к сатирической комедии А. Безыменского «ВЫСТРЕЛ»,

композитор Д.  Шостакович

 

Использованы фотографии из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, архива театра «На Литейном».

  

08. 1909-1917 гг. Литейный театр в Фонтанном доме

 

Внизу по центру сцена из спектакля "Весеннее безумие" по пьесе О.Дымова

В роли Наты актриса Литейного театра А. Садовская, её партнёр - В.Александровский

 

сверху по центру актриса и директриса Литейного театра Е.  Мосолова

справа – актриса Литейного театра М. Юрьева (Фельдман) 

слева – актёр Литейного театра И.  Самарин-Эльский,

слева наверху - актриса Л.Яворская и Т.  Щепкина-Куперник, сотрудничавшая с Литейным театром;

Использованы фотографии из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства.

  

09. 1932-1940 годы

 

В 1932 году театральное здание на Литейном 51 было отдано Первому рабочему театру  Пролеткульта. В конце того же года Пролеткульт и театр расформировали. Театральное помещение было передано Ленинградскому театру имени областного совета профессиональных союзов – Л.О.С.П.С. (1932-1940)

фотография  фасада дома 51 по Литейному проспекту -  Театр ЛОСПС  

 

Внизу Александр Винер – главный режиссер театра  - на репетиции

в окружении сотрудников и артистов театра

(1934-1937 гг.)   

сверху: слева артист театра В. Максимов – в роли Бельского,

справа – артист Н. .Персиянинов – в роли Мезенцева

спектакль "Турецкая трубка"

по пьесе Г. Белицкого и Л. Жежеленко

Первый рабочий театр  Пролеткульта

 

Сверху по центру

Сцена из спектакля "Трамвай благочестия" по пьесе Д.Щеглова

Первый рабочий театр  Пролеткульта

Использованы фотографии из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, архива Театра «На Литейном».

 

 

10.- Литейный театр 1917-1919 годы

Снизу - сцена из в кинофильма "Механический предатель" А.  Дмитриева (1931 г.)

 

справа - артист Литейного театра - Фёдор  Курихин - профессор Растяпин,

слева - Игорь Ильинский – Прут.

Фёдор Курихин начал сниматься в кино с 1906 года,

с 1909 по 1917 - актёр и режиссёр Литейного театра.

 

Сверху – (слева) поэт Н. Гумилёв и  (справа) режиссёр К.  Тверской.

В 1919 году в Литейном театре была осуществлена постановка

сказки-притчи «Дерево превращений» по пьесе Н.  Гумилёва, режиссёр – К.  Тверской,

роли исполняли артисты студии В. Мейерхольда.

 

Использованы фотографии из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме.

  

11. 1926-1928 годы  - Передвижной театр Гайдебурова и Скарской

 

Павел  Гайдебуров и Надежда Скарская – создатели и руководители «Передвижного театра».

сверху – А.  Арбузов – советский драматург, ученик и друг П. Гайдебурова, артист «Передвижного театра»

 

Использованы фотографии из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства, Санкт-Петербургской театральной библиотеки, Центрального государственного архива литературы и искусства, СПб.

 

12. Ленинградский областной драматический театр под руководством Г.  Гуревича. 1940-1963

Сцена из спектакля "Так начинается жизнь"

по повести "Год жизни" А.Чаковского

Актёры  театра – Г. Жженов – Крамов, Л. Малюкова - Светлана

Постановка заслуженного деятеля искусств РСФСР,

главного режиссёра театра Г.  Гуревича

 

сверху - выпускники мастерской С.  Радлова, по центру - Г.  Гуревич

 

слева, отдельно –  заслуженный деятель искусств РСФСР Г. Гуревич

Использованы фотографии из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства и  архива Г.  Гуревича.

 

13. 1909-1917 гг. Литейный театр в Фонтанном доме

 

Сцена из балета-пантомимы "Свидание" М. .Кузмина,

Постановка балетмейстера Б.  Романова, 1913 г.

артисты Литейного интимного театра О. Глебова-Судейкина и М. Зацкой

 

актёры театра: слева по краю – Н. Райд, О. Антонова

справа – К.  Рошковская

 

По центру, сверху - А. Ахматова и О. Глебова-Судейкина,

пригласительный билет для А. Ахматовой на вечер в «Бродячую собаку»

 

Использованы фотографии из фондов Санкт-Петербургского Музея театрального и музыкального искусства Музея А. Ахматовой в Фонтанном доме.

 

14. В. А. Казанский – главный режиссер Литейного театра, театральный антрепренер - 1909г. Программка Литейного театра - 1915 г. 

использованы фотографии и архивные материалы из фондов музея театрального и музыкального искусства

 

15. Борис Неволин – руководитель главный режиссёр Литейного Интимного театра (1913-1915 гг)

Пригласительный билет для Анны Ахматовой

От Художественного общества интимного театра на вечер Тамары Карсавиной в «Бродячую собаку» (1912 г.)

использованы фотографии из фондов музея театрального и музыкального искусства

 

16. Программка к благотворительному спектаклю «Ночные пляски» в постановке Ф. Сологуба, Литейный театр 1909 год.

(материалы из архива музея театрального и музыкального искусства)

Н. Евреинов – режиссер, драматург, поэт, теоретик театрального искусства

фотография из фондов музея Анны Ахматовой

 

17. Артист Литейного театра  «Мозаика» К. Гарин. Программка к спектаклям Литейного театра, Билет на бенефис  К. Гарина (1912 г.)

 

Использованы фотографии из фондов музея театрального и музыкального искусства

 

18. Акт Городской Управы от 30 декабря 1909 года о приемке театрального зала по адресу: Литейный проспект, д. 51 (в Литейной части Фонтанного дома графа С. Д. Шереметева)

Квитанция Городской Управы об оплате чертежных планов театра, выданная графу С. Д. Шереметеву

 

Граф Сергей Дмитриевич Шереметев –

последний владелец Фонтанного дома 

материалы из Центрального государственного исторического архива СПб

 

19. Письмо-прошение К. С. Станиславского (Алексеева) о гастролях в помещении Литейного театра (1915 г.) (материалы из центрального государственного исторического архива СПб)

Фотографии:

вечер в Бродячей собаке

встреча с артистами и руководством МХАТ (1915 г.)

(из фондов музея Анны Ахматовой)

 

20. Прошение Е. А. Мосоловой – первой директрисы Литейного театра – о назначении комиссии для осмотра «театрального зала со сценой в доме Графа Шереметева» (1908 г.) (материалы из Центрального государственного исторического архива СПб)

 

внизу по центру -

В. Э. Мейерхольд (1912 г.)

Знаменитый режиссёр поставил в Литейном театре спектакли:

 «Короли воздуха и дамы из ложи» Г. Банга (1909 г.),

«Теракойя» Т. Идзумо  (1910 г.)

 

вверху, слева -

Б. Гейер – писатель и драматург

 

вверху, справа -

А. Аверченко – писатель, драматург, главный редактор

журнала «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»,

друг Н. Курихина - знаменитого комического актера Литейного театра.

А. Аверченко, а также другие писатели - сотрудники «Сатирикона»,

активно сотрудничали с Литейным театром с 1912 по 1917 гг.

  

Использованы фотоматериалы из фондов музея театрального и музыкального искусства

 

21. Литейный Интимный театр 1913-1915 гг.

Ведомость «Жалованья артистического и служебного персонала

 в Литейном Интимном театре»

(материалы из фондов Центрального государственного исторического архива СПб)

 

фотографии:

актёр Литейного Интимного театра - Н. Кудрявцев

актриса Литейного  театра – Н. Климова

 

Использованы фотоматериалы из фондов музея театрального и музыкального искусства

 

22. Дмитрий Шостакович и  Косаи Ямадо (около 1930 – 1935)

Программка к спектаклю «Выстрел», плакат к спектаклю «Правь, Британия!»

Театр рабочей молодёжи (1928-1931)

 

Использованы фотографии и материалы из фондов Музея театрального и музыкального искусства СПб

 

23. Е. Мирович (Дунаев) – актёр, режиссёр, драматург Литейного театра (1913- 1919)

Афиши и рекламные газетные объявления Литейного театра (1912-1919)

В советское время народный артист БССР, профессор, заведующий кафедрой актёрского мастерства Белорусского театрального института, кавалер 3 орденов.

Руководитель I Белорусского государственного драматического театра (1921-1931; 1941-1945), Белорусского ТЮЗа (1937-1940), Организатор первого в БССР колхозно-совхозного театра в Гомеле (1935), художественный руководитель и режиссёр ряда других коллективов.

Реклама «Литейного театра» - программки, газетные вырезки

 

Использованы фотографии из фондов Центрального государственного архива литературы и искусства СПб, Музея театрального и музыкального искусства СПб.

 

24. Театр «На Литейном»

 

внизу, по центру

Гастроли театра «На Литейном» в Америке (1992)

На сцене - главный режиссёр, Лауреат Государственной премии

Г. Тростянецкий,

артисты театра после спектакля «Великая Екатерина» Б. Шоу.

Постановка Г. Тростянецкого

 

программка к спектаклю «Фарсы» (1991)

 

вверху

Сцена из спектакля «Городской романс»  М. Угарова (1995)

засл. арт. РСФСР  Е. Немзер, артист М. Разумовский

Постановка нар. арт. РФ А. Галибина

 

внизу, слева

Сцена из спектакля «Карамболь» Ю Князева (1999)

нар. арт. РФ, лауреат Гос. премии Е. Меркурьев

Постановка нар. арт. РФ А. Галибина

 

Использованы фотографии из архива театра «На Литейном»

 

25. Я. Хамармер – главный режиссёр Ленинградского областного «Театра драмы и комедии» (1966- 1986), народный артист РСФСР, драматург (псевдоним Ясных).

Фотографии и программки театра разных лет

 

использованы фотографии из архива  театра «На Литейном»

 

26. 

Внизу по центру:

сцена из спектакля "Весеннее безумие" по пьесе О.Дымова

В роли Наты актриса Литейного театра А. Садовская,

её партнёр - В.Александровский

 

вверху по центру:

актриса и директриса Литейного театра Е.  Мосолова

справа – актриса Литейного театра М. Юрьева (Фельдман)

слева – актёр Литейного театра И.  Самарин-Эльский,

 

вверху, слева:

актриса Л.Яворская и Т.  Щепкина-Куперник,

активно сотрудничавшая с Литейным театром

 

Использованы фотографии из фондов Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства

 

 

 

 

Пресса о театре

  • 15.05.05 | Горфункель Е.//Театр. 2005. №2. С. 86-95.
    В молодости наши театральные маршруты лежали мимо Литейного. Проспект мрачный, отмечен такими достопримечательностями, как Большой дом, глухими окнами каких-то военных Учреждений, Центральным лекторием общества «Знание» Куйбышевской больницей, да ещё парадным подъездом, на который смотрел из окна своей квартиры напротив Николай Алексеевич Некрасов. Театров на Литейном не было.
    Подробнее...
  • 15.05.05 | Горфункель Е.//Театр. 2005. №2. С. 86-95.
    В эти годы бремя областного-обслуживающего уже скинуто, театр вошёл в число творческих по закону, а Тростянецкий продолжал ломать пространство. В «Скупом» растянул сцену вдоль рампы, в «Короле Лире» выдвинул подмостки далеко в зал, и сцена и  возвысилась над ним. Партер сократился, что по ясным в начале 90-х годов причинам, было правильно: театр спросом не пользовался (тогда ещё сохранялся балкон, совершенно…
    Подробнее...
  • 15.02.00 | Чумичева О.//Театр. 2000. №1. С. 38-51.
    Древние римляне среди прочих богов почитали того, кто не имел собственного имени и назывался Genius locus - Гений места. Тот гений, что обитает на берегу Фонтанки, похоже, благоволит русскому театру ещё с той поры, когда архитекторы Ф. Аргунов и С. Чевакинский построили для графа Николая Шереметева дворец, отделивший от Фонтанки Итальянские сады; всё-таки здесь жила и умерла легендарная Параша Жемчугова…
    Подробнее...
  • 15.02.00 | Чумичева О.//Театр. 2000. №1. С. 38-51.
    КАМА ГИНКАС. Я был никто. «Театр пропах сортиром». Эта фраза написана в моём дневнике. Она открывает и закрывает дневник того времени, потому что я предполагал вести его, но так на этой фразе и остановился. Запись отражает впечатление моего первого случайного посещения театра На Литейном. Должно быть, это было очень сильное впечатление.
    Подробнее...